Постановка ударения в слове "бензопровод", употребление, грамматика

Слово «бе́нзопрово́д» не только двухосновное, но и двухударное, в нём и производных от него формах ударение падает и на первый слог «бен-» (на «е»), и на последний, четвёртый, слог «-вод», на третье «о» (см. также рис. ниже).


Примеры:

  1. «Бе́нзопрово́д автомобиля выполняется целиком электропроводящим, от начала до конца, из вязкого пластичного металла и должен иметь надежный электрический контакт со стальной массой машины».
  2. «Гибкий бе́нзопрово́д изготавливается из антистатических материалов (полупроводящих пластиков) или с цельным металлическим армированием внутри по всей площади границы просвета, а стационарный (например, на АЗС), кроме того, заземляется на исходящем конце».
  3. «Промышленный магистральный бе́нзопрово́д окрашивается в контрастные цвета согласно требованиям ТБ данной отрасли, заземляется, снабжается катодной защитой от электрокоррозии и должен быть свободно доступен для обслуживания и ремонта по всей длине».
46684846648

Бензопроводы на моторизованных транспортных средствах и стационарные

Так что будьте внимательны на экзаменах и собеседованиях по русскому: будет трудновато, но старайтесь произносить «бензопровод» как бы в два слова, выделяя голосом каждый корень: «бе́нзо//прово́д». Но писать это существительное нужно всё равно слитно!

Пояснение

Двухударные слова это, так сказать, неизбежное зло, лучшее из худшего. Специальные названия всех прочих замкнутых проводящих систем одноударные, в них под ударением стоит второй корень «-вод»: «водопрово́д»«трубопрово́д», «газопрово́д», «мусоропрово́д», «маслопрово́д», «нефтепрово́д», «пассажиропрово́д», «продуктопрово́д», «путепрово́д», «пылепрово́д», «топливопрово́д», и т.п.

Примечание: в слове «электропро́вод» ударение приходится на предпоследнее «о», но в данном случае речь идёт не о проводящей системе, а об отдельном массивном проводнике электричества.

Однако появление двух ударных позиций в «бе́нзопрово́д» вызвано не столько фонетикой и не какими-то формальными правилами, но причинами техническими: постановка в сильную позицию первого корня «бенз-» говорит о высокой опасности называемого этим словом предмета и необходимости особо осторожного обращения с ним.

Для примера сравним по создаваемой опасности утечки горючего газа и жидкого топлива:

  • Утечка газа немедленно обнаруживается по запаху отдушки (меркаптана) в нём – бензина, керосина, дизельного топлива (солярового масла, «солярки», «дизеля») может вытечь много, особенно в холодную погоду, пока неисправность топливопровода не будет обнаружена по запаху.
  • Пары жидкого моторного топлива (ЖМТ) по токсичности, канцерогенности, аллергенности и прочим вредным факторам многократно сильнее природного газа и даже меркаптана.
  • Все виды ЖМТ – хорошие диэлектрики, в процессе перекачки и свободного течения легко электризующиеся и дающие искру.

Примечание: частично описанные в примерах выше правила техники безопасности при обращении с ЖМТ в значительной степени обусловлены необходимостью отвода и нейтрализации накапливающегося в потоке диэлектрической жидкости статического электричества.

  • Достаточно насыщенные пары ЖМТ детонируют легче газовоздушной смеси, а создаваемая их взрывом ударная волна намного плотнее (то есть, сила взрыва паров ЖМТ сильнее концентрируется в тонком слое распространяющейся со сверхзвуковой скоростью ударной волны).

Примечание: сила взрыва существенно зависит от молекулярной массы взрывчатого вещества (ВВ), а усреднённая молекулярная масса ЖМТ гораздо больше таковой природного горючего газа. Кроме того, бризантное (дробящее, разрушающее) действие ударной волны зависит от ее плотности не линейно, а по степенному закону. Именно поэтому гроза, во время которой разряжается энергия до 5-6 Мт тротилового эквивалента, в целом мало опасна, а маломощная по сегодняшним меркам атомная бомба в 100 кт т.э. способна уничтожить целый город и убить сотни тысяч людей.

  • Возгоревшийся газ даёт хлопок и факел, но не растекается по поверхностям и не пропитывает пористые предметы.
  • Открытое горение ЖМТ на воздухе даёт уже не разы, а на порядки больше летучих токсичных продуктов, чем сгорание природного газа в тех же условиях.
  • Чтобы прекратить горение газа, достаточно перекрыть его подачу – разлитое возгоревшееся ЖМТ без тушения будет гореть, пока не выгорит, а это продлится долго.
  • Как следствие из п. IV, вероятность загорания находящихся вблизи разлива ЖМТ других горючих предметов гораздо выше, чем расположенных возле места утечки газа.
  • Газовый факел можно сбить струёй воды или погасить её же распылением – для тушения ЖМТ вода непригодна, она в его пламени вскипает, разбрызгивая горящую жидкость и тем самым усиливая горение.
  • Как следствие из п. V, гасить горящее ЖМТ нужно специальными средствами пожаротушения, которые сами достаточно дороги и сложны в обращении.

И это ещё не все, а лишь самое существенное. Вообще же, правильно говорят поборники скорейшего развития электротранспорта: на электромобили и электробусы нужно переходить хотя бы для того, чтобы избавиться от бензина и соляры. Топливные корпорации, между прочим, отнюдь не прочь и готовы вложить в «электропереход» колоссальные средства. Да вот беда: суммарная мощность одних только автомобильных ДВС на сегодняшний день в несколько раз превышает совокупную мощность всех электростанций мира, а возможности строительства новых традиционных типов практически исчерпаны. Попросту говоря, нет у нас столько электричества, и взять недостающее его количество пока негде.

Единственный выход – промышленное освоение управляемого термоядерного синтеза, но уж больно неподатлив и капризен оказался «термояд». Работы по его «приручению» ведутся, несмотря на оголтелую санкционную истерию и гибридные войны, однако строящийся ИТЭР (Интернациональный Термоядерный Экспериментальный Реактор) хотя и будет давать электричество в сеть, но заведомо неокупаем и неконкурентоспособен: эта установка предназначена для нащупывания и отработки уже промышленных технологий, способных перевести термоядерное электричество через порог рентабельности. В общем, работать надо, а работать тут еще и работать…

Ударение в словоформах

В падежных формах слова «бензопровод» ударных позиций тоже две, и они фиксированы на тех же слогах:

  • Именительный бе́нзопрово́д (ед. ч.); бе́нзопрово́ды (мн. ч.).
  • Родительный: бе́нзопрово́да (ед. ч.); бе́нзопрово́дов (мн. ч.).
  • Дательный: бе́нзопрово́ду (ед. ч.); бе́нзопрово́дам (мн. ч.).
  • Винительный: бе́нзопрово́д (ед. ч.); бе́нзопрово́ды (мн. ч.).
  • Творительный: бе́нзопрово́дом (ед. ч.); бе́нзопрово́дами (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> бе́нзопрово́де (ед. ч.); <в, на, о, при> бе́нзопрово́дах (мн. ч.).

Значение

Значение существительного «бе́нзопрово́д» единственное (примеры употребления даны вначале) – трубопровод, предназначенный для передачи жидкого топлива (как правило, моторного) из одного пункта в другой.

Частичные синонимы «бензошланг» (гибкий), «топливопровод», «топливная магистраль» (трубопровод, отводящий топливо от расходного бака до устройства прокачки, распределения или подготовки к использованию – топливного насоса, карбюратора, раздатчика по форсункам и т.п.).

Грамматика

«Бензопровод» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Двухосновное и двухударное слово. Состоит из корня «бенз-», интерфикса (промежуточного окончания) «-о-», приставки «-про-» и корня «-вод». Постановка ударений и разделение переносами бе́н-зо-про-во́д; в рукописях при нехватке места в строке можно переносить бе́н-зоп-ро-во́д (строка не должна заканчиваться ударной гласной и не должна начинаться с неё).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: