Согласно современной русской орфоэпии ударение в однокоренном слове «каза́к» приходится на второе «а» только в единственном числе именительного падежа. Во всех же его падежных формах корень «казак» остаётся безударным; в частности, уже во множественном числе именительного падежа «казаки́» ударение переходит на третий слог, на окончание «и».
Примеры:
- «Даурские казаки́ – прямые потомки от браков первопроходцев Ерофея Хабарова с местными уроженками».
- «Детская игра “казаки́ – разбойники” представляет собой игру в групповые прятки с элементами военных игр».
- «Казаки́ как род добровольческого войска ныне переживают второе рождение».
- «Наигрались, казаки́? Что ж, обедать садитесь».
Произношение этого слова с ударением, фиксированным на втором слоге «-зак» («каза́ки», «каза́ка», «каза́ков», «каза́ку», «каза́кам», и т.д.) старинное, но и поныне признаётся правомерным как местное среди современного казачества. Однако на экзамене или собеседовании по русскому «Каза́ки» с ударением на второе «а» нужно выговаривать только как название одноимённой повести Л. Н. Толстого, так как такое произношение её заглавия закреплено нормативно, либо цитируя дореволюционных русских писателей. Во всех же прочих случаях, даже разговаривая с каза́ками, разве что вы сами казачьего роду, говорите согласно литературной норме, на безударный корень: «казаки́» и т.д., см. ниже. Точно так же, как не надо сухопутному щеголять перед моряками профессиональным выговором «компа́с» вместо общего нормативного «ко́мпас», если только вы не намерены сами себя уронить во мнении собеседника.
Ударение в словоформах
Ударная позиция существительного «казак» плавающая; ударение в падежных формах падает на окончание:
- Именительный: каза́к (ед. ч.); казаки́ (мн. ч.).
- Родительный: казака́ (ед. ч.); казако́в (мн. ч.).
- Дательный: казаку́ (ед. ч.); казака́м (мн. ч.).
- Винительный: казака́ (ед. ч.); казако́в (мн. ч.).
- Творительный: казако́м (ед. ч.); казака́ми (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, о, при> казаке́ (ед. ч.); <в, на, о, при> казака́х (мн. ч.).
Историческая справка
Для полного понимания значений слова «казак» (см. далее) нужно обратиться к истории, поскольку толковые словари и опирающиеся на них источники рунета истолковывают его по-старинке: в общем верно, но довольно-таки разбросанно, недостаточно учитывая эволюцию смысла слова в связи с развитием человеческого общества; особенно это касается огромной разницы между станичным и сечевым казачеством.
Изначальное в нашем случае тюркское kazak обычно трактуется как «бродяга», «беглый», но на самом деле в точности соответствует византийскому «анахорео» (др. греч. άναχωρέω), что означало приписного, то есть прикреплённого к земле земледельца, самовольно покинувшего свой надел, беглого подневольного землепашца. «анахорет» в значении «религиозный отшельник», «схимник», «пустынник» стало общеупотребительным позднее, по прекращении существования Византийской империи.
С возникновением ислама и началом наступления мусульман на Рум (Византию) стал массовым анахорезис как формально свободных византийских крестьян, так и коло́нов (посаженных на землю рабов, получивших некоторую хозяйственную и правовую самостоятельность): уже средняя Византия представляла собой пример сочетания чудовищной коррупции с непосильным налоговым бременем и произволом властей. Завоеватели тоже отнюдь не были ангелами во плоти, но имели на анахоретов-казаков свои виды и потому поначалу не очень-то их ущемляли.
Особо ценили анахоретов наступавшие на Рум с севера исламизированные тюрки: приблудных к ним беглецов они поселяли на приграничных территориях, гарантируя им защиту от посягательств византийской государственной машины и возможность свободно исповедовать христианство. Так, тюрки-сельджуки на первых порах даже не взимали с присягнувших им казаков харадж, установленную шариатом подать на иноверцев. Взамен от осевших по обеим приграничным полосам поселенцев-казаков требовалась постоянная боеготовность, высокая мобилизационная способность и безусловная верность присяге сельджукским султанам. Именно эти качества и стали отличительными приметами казачества; турки, постепенно передвигая казачий «фронтир» и прикрываясь им, в конце концов захватили Византию, а слово «казак» приобрело новое значение: «военнообязанный вольный поселенец, в обмен на льготы и прерогативы несущий, в основном, пограничную службу».
Казачество оказалось весьма эффективным средством охраны и расширения рубежей государства, и как форма военной организации было перенято русским правительством задолго до взятия турками Константинополя, не позднее конца XIV в.
Дело в том, что на Руси ещё до формальной отмены Юрьева дня установилось барщинное крепостное хозяйство, в связи с чем резко усилилось бегство крепостных, тот же анахорезис, до реформ Никона в целом лишённый религиозной окраски. Те из беглых, кто искал возможности крепко хозяйствовать на себя, подавались на окраинные хлебородные земли, хорошо защищённые естественными преградами (Нижний Дон, Кубань, Терской край) или же не имеющие под боком сильных, хорошо вооружённых и организованных кочевников (Яик (река Урал), Зауралье, Южная Сибирь).
«Имать» беглых с рубежей для возврата помещикам не было никакой возможности: за обретённую волю беглецы готовы были сражаться насмерть, а могли и уйти «за кордон к нехристям», что, памятуя о судьбе Византии, было тем более нежелательно. Поэтому при Борисе Годунове, а практически уже при Иване Грозном началось формирование русских казачьих войск: прочно осевшим на новых землях беглым всем скопом давали вольную, право свободной распашки и освобождение от общегосударственных податей, требуя за то оборонять рубежи за свой счёт, выборных предводителей – атаманов – представлять на утверждение властям, и участвовать в боевых действиях по приказу свыше. В сущности, русские казаки получили те же права, что и сельджукские, причём вопросы веры тут и не вставали – сюзерен исповедовал то же самое православие. В дальнейшем, по мере расширения пределов России, казачьи войска организовывались уже целенаправленными усилиями правительства.
Тем не менее, угрозы казачеству извне оставались весьма сильны, вследствие чего примерно к середине XVI в. в казачьих войсках установилась железная дисциплина наравне с военной древнеримской. А ввиду постоянной военной опасности служба казацкая была очень тяжёлой, что отразилось пословицами вроде «Слава казачья, да жизнь собачья» и др. Некоторым казакам, особенно малоземельным, новое «тягло» никак не нравилось, и, спасаясь от него, они уходили искать лучшей доли куда-то ещё.
Примечание: русские казаки при царизме были исподволь фактически закрепощены – постепенно их лишили права перехода из станицы в станицу, затем казацкие чины были включены в Табель о рангах, то есть казачьи начальники получали право на дворянство соответственно продвижению по службе, а поселковые (станичные) атаманы получили власть над своими подчинёнными даже большую, чем помещики над крестьянами.
Кроме того, на Руси не все беглые стремились хозяйствовать: многие подавались в «гультяи» – бродяжничали, нищенствовали, попрошайничали, поворовывали по мелочам; иногда сбивались в шайки и разбойничали. Отловленных гультяев, не виновных в тяжких преступлениях, или отдавали в монастыри «на перевоспитание», или же, самых злостных, выставляли за «засеку», тогдашние укреплённые юго-западные рубежи государства, под угрозой смертной казни за попытку возвращения на Русь.
За засекой пролегало большей частью «дикое поле», нынешние Донбасс, Северное Приазовье и Причерноморье, ничейная земля, на которой не по силам было закрепиться ни татарам, и Руси, ни Речи Посполитой. Здесь, на Диком Поле, и селились как дезертировавшие «негодящие» казаки, так и изгнанные гультяи – больше податься было некуда. Но, стоило новосёлам малость обрасти добром, крымчаки оказывались тут как тут, ведь грабёж был их исконным занятием. Значит, защищаться сообща нужно было и здесь. Как? Это хорошо знали и умели пришлые казаки-дезертиры. Так к концу XVI в. сложились не подчинявшиеся централизованному командованию казачьи вольницы, из которых самая известная – Запорожская Сечь. Но самоорганизовывались они уже скорее по-разбойничьи, да и сами сечевики отнюдь не прочь были пограбить соседей. В отличие от постоянных поселений присяжных казаков – станиц – сечи собирались временно раз – два в год и нерегулярно перед походами для войсковых смотров и решения общих вопросов, а остальное время года сечевики с семьями жили и хозяйствовали на стороне. То есть, с военной точки зрения, сечевое казачество было ополчением, а не территориальным войском, как станичное.
С укреплением Российской Империи (уже империи) и падением могущества Оттоманской казачьи сечи были сначала узаконены в качестве постоянного ополчения, а затем постепенно ликвидированы. Сечевые казаки частью перешли в казачьи войска, частью же отошли к мирной жизни, ставшей теперь безопасной; потомки последних также называют себя каза́ками (с ударением на второе «а»: «Вы дворянского роду? – Нет, мои предки каза́ки»).
Значения
Слово «каза́к» употребляется в русском языке в прямом и переносном значении (см. также примеры в начале статьи):
- Прямое I – военнослужащий в казачьем войске, то есть имеющий семью, владеющий собственным хозяйством, снаряжающийся и вооружающийся за свой счёт и по приказу своего непосредственного воинского начальника – атамана – выступающий на службу к назначенному сроку в условленное место, Пример 1. Для казаков в данном значении характерны фанатичная преданность государю, мастерское владение оружием, неукротимый боевой задор, особая ярость атак, стойкость в обороне, жестокость расправы с сопротивляющимися врагами и своими же соратниками, не исполнившими своего воинского долга. Синоним «станичник». Синонимичное словосочетание «станичный казак»; частичное «линейный казак» или, устаревшее, «линейский казак» (то и другое – живущий и служащий «на линии», то есть в приграничной полосе).
- Прямое II, формально устаревшее, но фактически актуальное и в наши дни – житель казачьего сельского поселения (станицы) из рода потомственных станичных казаков, полноправный член станичной общины. Синоним «станичник»; антоним «гультяй» (проживающий в станице пришлый, не имеющий казачьих прав).
- Прямое III, устаревшее – сечевой казак, член самовольного иррегулярного военизированного формирования (не имеющего централизованного командования, чёткой воинской иерархии, устава, единообразного обмундирования и вооружения), устроенного по образцу станичных казачьих войск с элементами организации криминальных структур. От станичных казаков сечевые частично унаследовали боевые качества, но не верность и преданность кому бы то ни было, кроме самих себя. Синоним «сечевик».
- Прямое IV, современное – член добровольного народного ополчения, образованного наподобие станичных казачьих войск, Пример 3.
- Переносное I – потомок казаков по Значениям I – III, имеющий удостоверенную родословную, Пример 1.
В прочих переносных значениях слово «казак» употребляется нечасто и нерегулярно, от случая к случаю, причём в далёких друг от друга и даже прямо противоположных смыслах:
- Переносное II – преданный родной семье, послушный родителям и уважающий старших смышлёный, бойкий, подвижной, лёгкий на подъём, физически и нравственно крепкий, выносливый, трудолюбивый ребёнок или молодой человек, пока что не обзаведшийся собственной семьёй и живущий под родительским кровом, Пример 4. Так сказать, «антидебилоид», прямая противоположность тому, кого по-современному называют «социабельным». Синонимы «казачок», «казачонок».
- Переносное III, жаргонное – забияка, драчун, интриган и фанфарон, субъект, ищущий повода затеять ссору и/или провоцирующий конфликт, настырный вымогатель («С теми казаками лучше дела не иметь: выпрашивают послаблений, а чуть дашь – того гляди, по суду весь бизнес оттяпают»).
- Переносное IV, ироническое, преимущественно городское сленговое – гость данного населённого пункта, приехавший из Украины («Помидоры ваши откуда родом? – Кубанские, и при случае казаки такие же подвозят»).
- Переносное V, только во множественном числе, сленговое 90-х – начала нулевых, ныне малоупотребительное – род дорогой мужской зимней обуви, фасонные полусапожки из тонко выделанной натуральной лицевой кожи («Шеф, это подстава! На них были не ментовские берцы, а казаки баксов по 200»).
Таким образом, косвенного употребления слова «казак» в разговоре с незнакомцами и малознакомыми людьми следует избегать, иначе вас могут понять совершенно превратно.
Грамматика
«казак» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из одного лишь корня. Постановка ударения и разделение переносами ка-за́к.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.