Понятие "дислексии", значение, виды, пояснение

Бытующее понимание дислексии как косноязычия, неумения связно выражать словами свои мысли, неверно. Общее значение слова «дислексия» – «систематическое нарушение навыков письменной речи, не обязательно вызванное малограмотностью и слабым умственным развитием»; в обычном понимании – регулярное повторение одних и тех ошибок на письме.


То есть, говоря простыми словами, дислексия это плохое, неправильное или недостаточное понимание читаемого, поскольку никому ещё не удалось научиться писать, не умея читать. Российская логопедия определяет дислексию только как стойкое нарушение навыков чтения. Логопеды и психиатры различают до полутора десятков и более видов дислексии и строят различные схемы её классификации, но с точки зрения обыкновенных родителей желательнее знать, когда возможно исправить положение собственными педагогическими усилиями, когда надо получше разобраться, как преподаётся словесность в школе или старшей группе детсадика, а когда нужно записывать своего малыша (малышку) на приём к врачу-специалисту:

  1. «Если ребёнок говорит бегло и внятно, но читает по складам и, вероятно, неспособен вразумительно пересказать смысл прочитанного своими словами, то, скорее всего, здесь имеет место педагогическая (академическая) дислексия вследствие неправильного (некачественного) его обучения родному языку» – выясняйте, насколько хорошо учатся другие дети в той же школе у тех же учителей. У своего – посмотрите его оценки по другим предметам. Сходите в школу, разберитесь, что там за педколлектив, не перегружен ли, не попал(а) ли ваш(а) в «нелюбимчики» вследствие упрямства, склонности к озорству и т.п. Но в большинстве случаев положение исправляет опытный репетитор.
  2. «Нейрофизиологическая дислексия характерна тем, что ребёнок не может правильно переписать лежащий у него перед глазами текст по причине, как правило, неразвитого образного мышления и, возможно, плохого зрения» – сводите своего (свою) сначала к окулисту, а затем к логопеду. Далее – аккуратно выполняйте врачебные предписания.
  3. «Очень трудно излечивается клинико-психологическая дислексия, когда у ребёнка отсутствует умозрительная связь между текстом и выражаемой им реальностью; например, в если он в диктанте пишет на звание вместо название, са лат вместо салат, с вет ит вместо светит, бобучка вместо бабушка или, скажем, сапота вместо лопата» – последовательность действий родителей та же, но без помощи квалифицированного психолога дело вряд ли обойдётся.
  4. «Дислексия у дошкольника, когда он не может сопоставить букву алфавита с названиями предметов, с которой они начинаются, может быть верно распознана только опытным логопедом, поскольку нередко является сочетанием других её видов» – тут лучше всего помогает детский психолог, а если самостоятельно втолковывать что-то вроде «Буква “Я” это ты», чтобы, наконец-то, сказал(а) «яблоко», а не «тыблоко», то можно вообще исковеркать человеку психику в процессе её становления.
  5. «Практические не поддаётся принудительной коррекции со стороны социальная дислексия у подростков, юношей и девушек, выражающаяся прежде всего в пренебрежении знаками препинания и большими (заглавными, прописными) буквами при плохой общей грамотности, но удовлетворительной вразумительности речи: папа привизи мне в лагерь смарт шо бы я мог кины сматреть» – возникает в знак неосознанного протеста против психологического насилия родителей (например, их усилий несмотря ни на что «вылепить» из своего чада вундеркинда), недоброжелательных отношений в семье, плохого влияния окружающей обстановки и др. посторонних факторов. Может не сопровождаться грубо ошибочной орфографией: «нет вот ты вот прямо сейчас должен понять я вот просто не стану так делать», или что-то вроде того. Полностью избавиться от социальной дислексии человек может, только сам работая над собой.


Частичные синонимы в вышеописанных значениях «апраксия» (обширный класс расстройств координации движений разнообразной природы; многие виды апраксии сказываются на способностях к устной речи и письму), «дизграфия» (неумение правильно выводить буквы и сводить их в сочетания; в самом общем смысле – неспособность к рисованию; природа – преимущественно нейрофизиологическая; реже – академическая), «дизкалькулия» (непонимание значений цифр, неспособность или недоразвитая способность к счёту; природа клинико-психологическая), «дизорфография» (систематически повторяющиеся одни и те же орфографические ошибки; природа – преимущественно клинико-психологическая; реже – академическая), «легастения» (детская дислексия у детей с нормальным развитием интеллекта; природа чаще всего – академическая и/или социальная), СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности, «гиперактивность», «неусидчивость»; природа нейрофизиологическая и клинико-психологическая; реже – академическая и социальная).

«Новая дислексия» – компьютерная?

В логопедии и психологии существует также термин «дислексия букв», их выпадение, непроизвольное добавление, сдваивание либо замена на письме или написание пар букв «навыворот», в обратном порядке. Но в наши дни правильнее было бы назвать это явление «компьютерной дислексией», так как в прежние времена она встречалась крайне редко, а ныне почти что каждый взрослый грамотный человек наверняка испытал его на себе.

Частично дислексия букв при компьютерном наборе объясняется навыками «полуслепого» набора текста, сложившимися хаотически, машинально, не в процессе специального обучения настоящему слепому набору: подглядывая боковым зрением на клавиатуру или сенсорные поля экрана, человек просто попадает пальцем не в ту клавишу (иконку), а в соседнюю («мезанический» вместо «механический»), «сравнивая в тем, что» («сравнивая с тем, что») и т.п.

Однако, если вы заметите, что набрали «далео» («далеко»), «зание» («знание»), «клавиатутра» («клавиатура»), «компьтер» («компьютер»), «медународный» («международный»), «метсонаходжение» («местонахождение»), «неравный» («нервный»), «обыконвенный» («обыкновенный»), «оконом» («окном»), «психыофизиология» («психофизиология»), и т.д., то это тревожный признак: такие ляпсусы, как некогда обнаружилось при переходе с машинописи на компьютеры, допускали и опытные машинистки, за смену вслепую «оттарабанивавшие» на механических «Оптимах» и «Ятранях» десятки страниц без единой опечатки.

Причина компьютерной дислексии, как интуитивно ясно, в некоем влиянии продолжительной работы на компьютере на человеческое сознание и вызванное ею накопление нервной и зрительной усталости, то есть нейрофизиологическая и психофизиологическая. Но каков именно её механизм – тут далеко ещё до полной ясности, а IT корпорации финансируют исследования подобного рода довольно-таки скупо. По причинам коммерчески понятным, но от того не менее непростительным.

Тем не менее, избежать компьютерной дислексии несложно:

  1. По возможности не засиживаться за компьютером в общем свыше 6 часов в день биологически взрослым (старше 25 лет), до 4-х часов подросткам, юношам и девушкам (12 – 25 лет) и не более 2-х часов в общей сложности детям.
  2. Каждые 1,5 – 2 часа взрослым, через 1 – 1,5 часа подросткам, юношам и девушкам и каждые 30-40 мин детям устраивать перерывы на 10-15 мин.
  3. В перерыве попить чайку средней крепости (желательно с лимоном, но не кофе!)
  4. Во время чаепития бездумно и не фокусируя зрения смотреть на неяркие удалённые предметы мягких (пастельных) цветов; лучше всего – на весенний, осенний или зимний пейзаж за окном.

Примечание: эти рекомендации были выработаны программистами еще самых первых ЭВМ.

Грамматика

«Дислексия» – неодушевлённое имя существительное женского рода 1-го склонения в школьной традиции (II академического). В русском написании состоит из приставки латинского происхождения «дис-», корня «-лекс-», суффикса «-и-» и окончания «-я». Постановка ударения и разделение переносами дис-лек-си́я. Ударение в падежных формах фиксировано на суффиксе:

  • Именительный: дислекси́я (ед. ч.); дислекси́и (мн. ч.).
  • Родительный: дислекси́и (ед. ч.); дислекси́й (мн. ч.).
  • Дательный: дислекси́и (ед. ч.); дислекси́ям (мн. ч.).
  • Винительный: дислекси́ю (ед. ч.); дислекси́и (мн. ч.).
  • Творительный: дислекси́ей или дислекси́ею (ед. ч.); дислекси́ями (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> дислекси́и (ед. ч.); <в, на, о, при> дислекси́ях (мн. ч.).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: