Правописание слова "среднеспециальное", грамматика, употребление

По современной русской орфографии слово «среднеспециальное» во всех формах правильно пишется слитно. Раздельно может писаться разве что иное словосочетание – «среднее специальное».


Примеры:

  1. «Молодой человек, наше среднеспециальное учебное заведение своей аттестационной комиссии не имеет, так что магистром у нас вы не станете».
  2. «Среднеспециальное медицинское образование не даёт права на диагностирование заболеваний и самостоятельное лечение больных, для этого нужно получить диплом врача и пройти ординатуру».
  3. «Чтобы работать системным администратором, достаточно среднеспециального образования по информационным технологиям и технике».
  4. «У меня диплом среднеспециальный профильный, так что, думаю, с работой сменного инженера справлюсь».
  5. «Мастеру по ремонту компьютерной техники и телефонов нужна как минимум среднеспециальная профессиональная подготовка».

Раздельное написание в два слова с сокращением первого ныне почти что единогласно признаётся ошибочным. Поэтому, заполняя анкету или составляя заявление, не пишите чего-то вроде «Образование: средне специальное». Орфографический робот в MS Word не пометит его как неверное, но люди, которые помнят, что некогда писали и так, большей частью уже перешли в мир иной, а оставшиеся доживают своё на пенсии.

«Средне-специальное образование» поймёт как правильное кадровик-ветеран: написание через дефис в данном случае считалось корректным лет 30 тому назад или около того. Но и тут надо быть осторожным: кто знает, каких воззрений на русскую грамматику придерживается тот, кто будет ставить решающую резолюцию на вашу бумагу.

Так как же писать в анкете?

Беда в том, что филологи никак не договорятся не только насчёт правописания прилагательного «среднеспециальный», но и насчёт того, нужно ли оно вообще в русском языке. Более-менее сходятся только на том, что «средне специальное» вообще негоже, поскольку «средне» как отдельное слово обычно понимаемо в смысле «посредственно, так себе, сойдёт за неимением лучшего». А для обычного гражданина, старающегося выражаться грамотно, изо всего этого вытекает нечто считай что по Козьме Пруткову: «Если на клетке слона прочтёшь надпись “Буйвол”, — не верь глазам своим». Афоризм, как вы наверняка поняли, с подвохом: а чему из зримого не верить-то? Надписи или виду животного, которого она обозначает?


Есть такая старая шутка: «Если интеллигент не знает, как пишется слово “интеллигент”, он пишет “культурный человек”». В том же духе и будем действовать, когда дело доходит до имеющих значение в жизни документов:

  • если при заполнении анкеты, написании заявления и пр. предлагается утверждённый в данной организации, учреждении, заведении, компании образец, пишем, как там. Хотите обзывать слона буйволом? Дело хозяйское, а мне – лишь бы приняли, согласились, удовлетворили.
  • если же приходится полагаться на свою сообразительность, пишем в два слова, но первое прилагательное в полной форме, без сокращений: «Среднее специальное». Так будет правильно и для прожжённого бюрократа, и для программ проверки грамматики; тут ничего бы не возразил и сам Козьма Прутков, начальник пробирной палатки и многих орденов кавалер. Учтите только, что в таком случае оба составляющих выражение прилагательных склоняются согласно: «среднего специального», «средним специальным», «среднему специальному» и т.д.

Значение

Прилагательное «среднеспециальный» употребляется в русском языке в нескольких близкородственных значениях (примеры даны вначале).

В среднем роде (чаще всего):

  • Дающее профессиональное образование выше узкоспециализированного рабочего, достаточное для осуществления рутинной повседневной технической деятельности среднего уровня ответственности. Т.е., на уровне колледжа или советского техникума (в медицине, педагогике, музыке, изобразительном искусстве (кроме круглой скульптуры) – училища; в литературе, сценическом искусстве, круглой скульптуре – студии), Пример 1.

Частичные синонимы «среднетехническое» (преим. в промышленности и на транспорте), «среднее» (с указанием специализации: «среднее медицинское», «среднее художественное», «среднее музыкальное»), «техническое» (в смысле «дающее квалификацию техника», т.е. без дополнений «начальное» или «высшее»), «техникумовское (училищное, студийное)» (устаревшие).

Примечание: слова «коллегиальное» и «колледжное» в данном значении синонимами не являются – первое имеет совсем иное значение, а второе просто бессмыслица, не существующая в живом русском языке.

  • Имеющее место быть у данного конкретного субъекта такое же образование, профессиональное умение, Примеры 2 и 3.

Синонимы те же.

В мужском роде (редко):

  • Подтверждающий наличие среднеспециального образования, Пример 4.

Синонимы те же, но в мужском роде, кроме «средний».

В женском роде (очень редко):

  • Соответствующая по профессионализму среднему специальному образованию, Пример 5.

Синоним «профессиональная»; частичные «практическая», «производственная», «техническая», «специальная».

Примечание: в данном значении «среднеспециальный» в принципе может употребляться и в среднем роде («среднеспециальное умение»), и даже в мужском («среднеспециальный навык») но реально в живом языке подобные выражения не используются.

Пояснение к значениям

Путаница со «среднеспециальным» наблюдается не только в орфографии и семантике, но и в практических приложениях этого понятия. Вот живой пример.

Есть 3 (три) выпускника машиностроительного колледжа, бывшего советского техникума того же профиля. Однокурсники, в учёбе успевали одинаково, работают на одном и том же предприятии. Один – оператор станков с ЧПУ (рабочий); другой – мастер участка (руководитель низшего звена); третий – техник-технолог (ИТР, инженерно-технический работник, начального уровня).

Причина тут в том, что образовательные уровни пересекаются, так как провалы между ними недопустимы. И пересечения их обеспечиваются большей частью за счёт среднего специального образования. Чтобы получше разобраться, что же оно даёт, опишем вкратце его отличия от начального (базового) профессионального и высшего.

Начальное профессиональное

Теоретических познаний достаточно школьных. Познания и навыки по окончании – рабочие для одной или двух-нескольких смежных профессий. Учебные заведения – колледж, училище, спецшкола (музыкальная, художественная, театральная). Возможно обучение на рабочем месте. Заочного обучения нет. Смена специальности – только после переучивания. Ответственность – низкая, только за свою работу и действия в ходе её выполнения. Выдвижение на ответственные и/или творческие должности – не ранее поступления на учёбу (хотя бы заочную) следующего уровня.

Среднеспециальное

Теоретические познания – достаточные для повседневной технической деятельности, но без углубленного их изучения, необходимого для перехода к научной и новаторской творческой работе. Познания и навыки по окончании – технические (квалификация по умолчанию – техник), инженерные внекатегорийные (квалификация – специалист) и творческие ординарные; медицинские и педагогические – начальные. Учебные заведения – колледж, училище (медицинское, педагогическое, музыкальное, художественное), студия (балетная, вокальная, театральная). Обучение – только в специализированном учебном заведении; возможно заочное. Возможна самостоятельная смена специальности в пределах полученной общетеоретической и практической подготовки. Перспектива выдвижения на ответственную должность – до среднего звена включительно. Возможна самостоятельная творческая деятельность. Поступление в аспирантуру без получения диплома о высшем образовании – в порядке исключения по рекомендации учёного совета и решению ВАК’а (высшей аттестационной комиссии) вуза соответствующего профиля. Самостоятельная подготовка к сдаче кандидатских экзаменов (кандминимума) и защите диссертации исключается.

Высшее

Теоретические познания – полные для успешной деятельности в данной отрасли и/или сфере знаний либо творчества и вполне достаточные для освоения любой из специальностей данного профиля. Учебный материал преподаётся углублённо вплоть до аксиоматического уровня. Учебные заведения – вуз, колледж или студия высокой категории; заочная учёба есть, а для талантливых самоучек возможно обучение экстерном. Познания и навыки по окончании – не ниже инженерных; творческие, медицинские и педагогические – полные. Квалификация выпускников – инженер, бакалавр, магистр; прошедших неполный курс – специалист. Выдвижение на вышестоящие должности – без формальных ограничений, в зависимости только от личных стараний и успехов. Аспирантура – по собственному решению и выбору, если для неё найдётся маститый в данной области знания руководитель, готовый принять будущего диссертанта под свою опеку. Успевающим выпускникам учёный совет вуза может сам предложить поступление в аспирантуру и назначить научного руководителя. Писать диссертацию, номинироваться на её защиту возможно и самому, не проходя аспирантуры; кандминимум можно сдавать экстерном.

Примечание: учёная степень может быть присвоена и без защиты диссертации, по совокупности работ. Так, официальная, «по бумажке» квалификация С. П. Королёва – рабочий-кровельщик III разряда.

Грамматика

Слово «среднеспециа́льный» – имя прилагательное, относительное. Двухосновное, состоит из корня «сред-», суффикса «-н-», интерфикса (промежуточного окончания) «-е-», корня «-специал(ь)-» (умягчённого), суффикса «-н-» и окончания «-ый-». Постановка ударения и разделение переносами сред-не-спе-ци-а́ль-ный. Склоняется по первому (твёрдому) типу:

Именительный:

  • среднеспециа́льный (муж. ед. ч.); среднеспециа́льная (жен. ед. ч.); среднеспециа́льное (средн. ед. ч.); среднеспециа́льные (мн. ч.).

Родительный:

  • среднеспециа́льного (муж. ед. ч.); среднеспециа́льной (жен. ед. ч.); среднеспециа́льного (средн. ед. ч.); среднеспециа́льных (мн. ч.).

Дательный:

  • среднеспециа́льному (муж. ед. ч.); среднеспециа́льной (жен. ед. ч.); среднеспециа́льному (средн. ед. ч.); среднеспециа́льным (мн. ч.).

Винительный (неодушевлённых предметов):

  • среднеспециа́льный (муж. ед. ч.); среднеспециа́льную (жен. ед. ч.); среднеспециа́льное (средн. ед. ч.); среднеспециа́льные (мн. ч.).

Творительный:

  • среднеспециа́льным (муж. ед. ч.); среднеспециа́льной или среднеспециа́льною (жен. ед. ч.); среднеспециа́льным (средн. ед. ч.); среднеспециа́льными (мн. ч.).

Предложный <в, на, о, при, или др.>:

  • среднеспециа́льном (муж. ед. ч.); среднеспециа́льной (жен. ед. ч.); среднеспециа́льном (средн. ед. ч.); среднеспециа́льных (мн. ч.).

Краткие формы, сравнительная и превосходная степени: отсутствуют.

Замечания по грамматике

А). «среднеспециальный» прилагательное именно относительное, поскольку указывает на характер отношений между двумя предметами: образованием соответствующего уровня и его дателем или обладателем либо удостоверяющим оное документом. Качественные прилагательные сходного значения «профессиональное», «техническое».

Б). Винительный падеж одушевлённых предметов отсутствует, так как выражения типа «среднеспециальный инженер» и т.п. есть сущая абракадабра.

В). По правилам старой школьной грамматической морфологии во второй основе следовало бы выделить корень «-спец-», суффиксы «-иаль-» и «-н-» (сопоставьте: «спецзадание», «спецкомпект», «спецназначение», «спецовка», «спецсимвол<ьный>», «специфический»). Но в современной русской грамматике само наличие суффикса «-иал(ь)-» оспаривается рядом языковедов.

Колледж или техникум?

В наши дни множество специалистов, особенно технических, ратуют за возрождение советского названия «техникум» (по происхождению немецкого) для среднеспециальных учебных заведений. И, надо признать, что веские основания для этого есть.

Дело в том, что в болонской системе понятие «колледж» довольно-таки расплывчато. Никаких формальных разграничений между сугубо профессиональным, среднеспециальным и высшим образованием там не существует, всё зависит от уровня преподавания и репутации данного конкретного учебного заведения.

Например, спектр предлагаемых для обучения специальностей Новгородского технологического колледжа простирается от строительных рабочих (маляр, штукатур) и маникюрш/педикюрш до реставраторов памятников зодчества, для чего, по идее, требуется уже высшее художественное образование.

Другой пример – Норвудский технический колледж (NTC или SLC, South London College, Колледж Южного Лондона, ныне входит в состав Ламбет Колледжа, Lambeth College). Норвудский инженерный диплом котировался не ниже такового MIT (Massachusetts Institute of Technology, Массачусетский технологический институт, МТИ). MIT, как известно, технический вуз мирового уровня, а в NTC/SLC можно было защититься на магистра и доктора.

С одной стороны, это придаёт всей системе определённую гибкость и живучесть. С другой – у вполне конкретного работодателя может вызвать вполне конкретные проблемы с подбором специалиста для вполне конкретной ответственной работы.

Так, в 80-е годы в Книгу Гиннеса попал некий американский чернокожий баскетболист, успешно защитивший докторскую (!) диссертацию… будучи неграмотным, элементарно не умея читать и писать! С присвоением учёной степени «Доктор философии по плетению корзин». Ну да ладно, видать, играл он в команде своей Alma Mater лихо; может быть, и корзины плетёт невероятно искусно. Но пригоден ли сей доктор наук (по нашей градации) к работе хотя бы лаборанта школьного спецкабинета? Если такой наугад выдаст ученикам на практическое занятие по химии реагенты, из которых можно приготовить йодистый азот или цианистый водород? Или, скажем, на физике подведёт к партам оголённые концы электропроводов под сетевым напряжением? Что с него потом спросишь?

Советские «ветеринарный техникум», «зубоврачебный техникум», «озеленительный техникум», «рыбопромысловый техникум» и т.п. у многих вызывали улыбку и породили обширный юмористически-сатирический фольклор. Но ведь суть дела эти наименования передавали верно: значит, выпускник данного учебного заведения обучен текущей технической работе в своей сфере деятельности в степени, позволяющей занимать должности вплоть до средней степени ответственности (руководящие – до среднего уровня включительно).

Ну, а чувствуете в себе талантов побольше, не желаете ограничиваться технической рутиной, хотите вершить большие дела, проявлять творческие способности, открывать и создавать что-то новое, доселе неведомое – поступайте в вуз, оканчивайте аспирантуру, защищайтесь, остепеняйтесь. Или – учитесь сами по ходу дела, работайте, организовывайте, творите, и положитесь на оценку современников и потомков по совокупности плодов трудов ваших.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово: