Теперешнее понятие «логистика» с логикой непосредственно не связано, а позаимствовано из военной и военно-морской терминологии совсем иного происхождения (см. далее). В настоящее время слово «логистика» употребляется фактически в двух близкородственных значениях:
- Поставка (синоним) товаров, услуг, жизненно важных ресурсов или ещё чем-либо необходимого по всей цепочке от источника (инвестора (вкладчика), поставщика, производителя) до конечного потребителя.
«Современная логистика занимается не только доставкой товаров, но и организацией информационных и финансовых потоков».
«Логистика услуг включает в себя также обучение обслуживающего персонала надлежащему обращению с клиентами».
Частичные синонимы «доставка», «распределение», «снабжение», «транспортировка»; частично синонимичные словосочетания «автоматизированная логистическая система» (аббревитуры русская АЛС; английские ALS, CLS или DLS (полностью цифровые: Computerized or Digital Logistical System)), «логистическая цепь», «модель управления запасами», «путь доставки», «схема поставки», «цепочка снабжения» и др. специальные.
- Наука о товародвижении (синонимичное словосочетание), то есть о приёме в оборот, складировании, промежуточной обработке товаров (переупаковке, укладке в транспортные контейнеры и выгрузке оттуда, предторговой дефектации и ремонте, проверке цифровой информации на вредоносное ПО и др.) и их доставке конечным потребителям или развозке по местам распределения (продажи, выдачи):
«Научная логистика исследует закономерности и причинно-следственные связи в товародвижении с целью минимизации транспортировочных расходов, рисков и потерь».
«Ближайшей практической целью логистики как науки является разработка оптимальных в каждом конкретном случае организационных форм и методов управления товарно-информационными потоками».
Частично синонимичное словосочетание «теория логистики».
Происхождение
Википедия описывает происхождение термина «логистика» в целом верно: от греческого λογιστική («искусство счёта», счетоводство; читается «логистикэ́») к византийским военным снабженцам – логистикам – и далее, по изучении американского опыта снабжения армий через океан в Первой и, особенно, во Второй Мировой войнах – в широкий международный обиход. Нам остаётся уточнить небольшую, но занятную деталь.
Дело в том, что происхождение английского термина «logistic» (тыловая военная деятельность; организация тылов; снабжение действующей армии) двойное: от византийского прототипа, и в то же время – от исконного английского «log», изначально означающего…. бревно, чурбан, чурак, сырую лесину; в общем, какую-то большую деревяшку. Но «log-book» это уже судовой журнал, а затем – бортжурнал или оперативный журнал. Какая же тут связь?
С началом Великих географических открытий особую актуальность приобрело как можно более подробное ведение судовых журналов: вплоть до середины XVIII в не существовало способов определения долготы судна в движении, а ошибки стационарных наблюдений достигали 45 градусов (!) и более. Так, величайший мореплаватель Христофор Колумб, определяя долготу места на Кубе от Севильи по затмению Луны, ошибся почти на 3 часа, то есть практически на те же 45 градусов.
Как следствие, от моряков требовалось детальнейшее описание мельчайших путевых примет, иначе сношения метрополий с колониями становились просто невозможными, да и всё вообще дальнее мореплавание. Но фабричного производства бумаги и чернил ещё не существовало, писчие материалы были дороги, да и на перья для письма никаких гусей не хватило бы.
Выход из такого положения мореплаватели нашли гениально простой: вахтенный офицер писал черновик сегодняшней страницы… на деревянной переборке (стенке) кормовой надстройки угольком из камбузного очага, и дважды в сутки самое существенное из отмеченного переносилось на бумагу. Есть легенды, что придумали это то ли Френсис Дрейк, то ли Уолтер Рэли; судя по описаниям похождений этих сорвиголов, похоже на них обоих. То есть, до изобретения морских хронометров и способов прокладки пути на карте по счислению «logistic» означало также и «подробное описание пройденного пути с привязкой к опорным пунктам». Что по сути дела вполне соответствует и логистике в современном её понимании.
Другая логистика
Термин «логистика» обозначает также математическую логику, но она совсем не то, что алгебра логики, на которой построено компьютерное программирование.
Примерно 100 лет тому назад, в 20-х годах прошлого века, наступило явление, известное специалистам как кризис математических основ. Уже тогдашние практические задачи требовали от математики все более высоких степеней обобщения операндов (субъектов математических операций), что привело к появлению теории множеств. Точнее, теорий множеств, поскольку непротиворечивой такой теории нет и поныне. Тут уже не до постулатов Евклида: существующие теоретические описания множеств как предельных степеней математической абстракции или порождают неразрешимые парадоксы, или оказываются в чём-то ограниченными, или и то, и другое вместе.
Ещё тогда ряд математиков попытались разработать математическую аксиоматику на чисто логических построениях, то есть выработать самые коренные, глубинные основы своей науки не математическим путём; это и назвали математической логикой (матлогикой), или логикой математики. Но в сущности матлогика была не более чем подражанием Евклиду, в то время как математическая наука давно уж вышла за пределы самоочевидного, исходящего из непосредственного практического опыта. Поэтому значение «логистика» в смысле «математическая логика» ныне можно встретить разве что в трудах по истории математики, а сколько-нибудь значимого практического значения логистика как отрасль математики не имеет.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.