Ударение в слове «ве́роиспове́дание» располагается необычно: оно двойное и неизменно приходится на слоги «ве» (первый и пятый по счёту), то есть произносить это слово нужно, выделяя ударением и то, и другое «ве».
Однако при выборе, например, единственного ответа на экзамене, преимущественное ударение будет падать на второе «е» – «вероиспове́дание».
Пример:
«Какое, по вашему, ве́роиспове́дание истинно? – Любое, придерживаясь которого, человек старается приносить другим людям пользу, а не причинять вред».
Пояснение
Слово «вероисповедание» сложное двукоренное. Первый ударный слог в нём является часть корня «вер-», а пятый – корня «-вед-». Двойным же ударением подчёркивается, что некто «веру ведает»: знает её догматы (основы) и придерживается их в жизни, что определяется приставками к второму корню «-ис-» и «-по-». То есть тот, о ком идёт речь, не просто знает что-то об этой вере, и сам её исповедует. Сравните: «исподволь», «исподтишка» – сочетание приставок «-ис-» и «-по-/-под-» говорит о проникновении, внедрении во что-то не напролом, но незримо, душою, духом.
Ударение в словоформах
Ударная позиция в падежных формах существительного «вероисповедание» фиксирована:
- Именительный: ве́роиспове́дание (ед. ч.); ве́роиспове́дания (мн. ч.).
- Родительный: ве́роиспове́дания (ед. ч.); ве́роиспове́даний (мн. ч.).
- Дательный: ве́роиспове́данию (ед. ч.); ве́роиспове́даниям (мн. ч.).
- Винительный: ве́роиспове́дание (ед. ч.); ве́роиспове́дания (мн. ч.).
- Творительный: ве́роиспове́данием (ед. ч.); ве́роиспове́даниями (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, о, при> ве́роиспове́дании (ед. ч.); <в, на, о, при> ве́роиспове́даниях (мн. ч.).
Значение
Имя существительное «ве́роиспове́дание» употребляется в русском языке в следующих значениях:
- Религиозное учение, основанное на сакральных (священных) текстах и/или записанных преданиях о словах и деяниях носителя божественной благодати, обладающее разработанной теологией (учением об отношениях бога с людьми или (в пантеистических религиях) об отношениях богов между собой и людьми) и сложившейся, присущей именно ему обрядностью. Религии, достигшие в своём развитии степени вероисповедания, являются, как правило, мировыми, то есть имеют своих адептов (приверженцев) в различных странах среди разных народов. Из монотеистических вероисповеданий (основанных на принципе единобожия) это: христианское каноническое вероисповедание (католическое и православное); ислам (не рекомендуемое к употреблению название – «мусульманство», см. Примечание 2); иудаизм; евангелическое христианство (не признающее или признающее лишь ограниченное значение Ветхого Завета). К мировым политеистическим вероисповеданиям (основанным на многобожии) относятся индуизм, брахманизм и зороастризм (огнепоклонство). Существуют также достаточно широко распространённые вероисповедания пантеистического и деистического толка, то есть не персонифицирующие бога (богов), а представляющие их в виде некоей Всеобщей Сущности, бестелесной Высшей Силы, Мирового Разума, и т.п. Сюда относятся даосизм и ламаизм; к пантеизму (или деизму?) можно отнести и буддизм, поскольку бесплотная божественная субстанция для вмешательства в мирские дела должна иметь телесное воплощение (принц Ситтхардха Гаутама Шакья-Муни Бурхан (Будда), далай-лама, и др.). Синонимы к «вероисповедание» в данном значении – «вероучение», «конфессия»; частичные «вера», «исповедание», «кредо», «религия» (шаманизм, например, и язычество тоже религии, но не достигшие стадии вероисповедания). Антонимы «атеизм» (безбожие), «безверие»; частичные «иноверие», «неверие» (неверный одному вероисповеданию может быть ярым приверженцем другого).
Примечание: конфуцианство не религия и не вероисповедание, а свод нравственно-этических правил, своего рода жизненная философия, использующая для обоснования своих положений понятие божества. Сам Кун Цзы (переиначенный европейскими колонизаторами в Конфуция), говаривал: «Богов я почитаю, но стараюсь держаться от них подальше».
- Личная принадлежность к той или иной религии, подтверждённая проведением над неофитом (вновь обращаемым) соответствующего обряда (крещения, обрезания, и др.) и/или произнесением обращаемым в данное вероисповедание необходимой сакральной формулы (к примеру, в исламе, в переводе на русский – «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк Его»): «Вы какого вероисповедания? – Я православный христианин. – А я муслим». Синонимы в данном значении «вера», «верование», «исповедание», «религия» (все – с родительным падежом: «Вы какой веры?»); частичные «кредо», «конфессия» (употребляются преимущественно атоликами, так как являются кальками с латинских credo (вера, убеждение) и confessio (следование предписаниям данной религии). Если человек на вопрос о его религиозной принадлежности ответит, что его кредо – христианство или что он христианской конфессии, то это скорее всего значит, что перед вами правоверный католик: ходящий на исповедь, принимающий причастие и слушающий мессу).
Примечание: «мусульманин» это искажённое крестоносцами «муслим» (мужского рода) или «муслима» (женского, ударение на «а»), то есть исповедующий(ая) ислам. Поскольку крестоносцы с носителями веры Магомета, как известно, ну никак не дружили, то назвать приверженца ислама мусульманином в общем некрасиво, хотя дружественно или нейтрально настроенным иноверцам и простительно.
- В теократических (религиозных) государственных формациях вероисповедание это официальная религия. Прочие разрешённые законом вероучения в них носят статус верований.
Дополнительно к значениям
Нет ни одной мировой религии, которая избежала бы разделения на толки, течения, секты, в том числе изуверские. Что ж, если Бог есть и он это допускает, так на то, как говорится, Его воля. Но в последние годы в религиозном мире наблюдаются события, над которыми, пожалуй, и сам Мировой Разум призадумался бы. Например появились «радикальные буддисты» (!). Хотя главный догмат (основополагающий принцип) буддийской веры – ахимса, то есть непричинение зла и непротивление злу. Насколько с ахимсой считаются формально принадлежащие буддизму люди, имущие состояния и власть, это другой вопрос. Но истинные буддисты никогда не запрудят улицу, распевая свои гимны, и не станут часами танцевать на людях под очень громкую музыку, поскольку первым таким деянием они причиняют зло желающим пройти/проехать по улице, а вторым – не желающим видеть и слышать их, да и просто, как говорится, бьют прохожих по ушам. Впрочем, в мире, где понятия свободы и демократии давно выворочены наизнанку, а к тому ещё и применяются выборочно, весь как есть радикальный буддизм выглядит не худшим из зол.
Грамматика
«ве́роиспове́дание» – неодушевлённое имя существительное среднего рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Сложное двукоренное слово с двойным ударением. Современная академическая морфология определяет его состав так: корень «вер-», интерфикс (промежуточное окончание) «-о-», корень «-исповед-», суффиксы «-ан-», «-и-», окончание «-е». Состав согласно старой классической трактовке: корень «вер-», интерфикс (промежуточное окончание) «-о-», приставка «-ис-», приставка «-по-», корень «-вед-», суффиксы «-ан-», «-и-», окончание «-е». Постановка ударения и разделение переносами ве́-ро-ис-по-ве́-да-ние.
Примечание: академические дискуссии по составу слова «вероисповедание» не окончены. Методические указания Минобраза к экзаменам основываются на учёных рекомендациях. Поэтому, если вам предстоит сдавать экзамен по русскому, уточните на консультации перед ним – какой состав данного считается правильным в текущем учебном году?
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.