Что такое «тщеславие», понять нетрудно, если вспомнить, что «тщетно» означает «напрасно». Отсюда прямо следует значение слова «тщеславие» – «напрасная жажда славы», то есть не основанная на каких-либо действительных достижениях её искателя (искателей). Путаницу в этот простой вопрос вносят современные руководства по русской грамматике и опирающийся на них Викисловарь, считая это существительное однокоренным, отчего значение «тще-» в нём теряется.
Значение и примеры
Говоря простыми словами, тщеславие это стремление «набить себе цену», желание выставить себя чем-то бо́льшим, чем есть на самом деле:
- «Тщеславие Жозефа Артюра де Гобино, не найдя удовлетворения ни в журналистике, ни в науке, ни в общественной деятельности, привело его в конце концов к созданию “арийской расовой теории”. Но и тут его старания оказались тщетны: нацисты, взяв её на вооружение, не включили французов в число “нордических рас”».
- «Криминологи считают тщеславие психологической основой серийных убийств, терроризма и радикального национализма: все такие преступники если не явно, то мысленно, в своём больном воображении, “работают на публику”».
- «Тщеславие маргинала даёт в итоге обратный эффект: от него все отворачиваются».
- «Показная набожность и фанатизм в вере суть не более чем тщеславие, равнозначное идолопоклонству: начётчику и фанатику на бога наплевать, тот и другой алкают мирской славы и благ».
Частичные синонимы «гордыня», «заносчивость», «кичливость», «спесь», «тщеславность» (относится не к свойству субъекта, а к его намерениям и поступкам: «тщеславность его стараний»; «тщеславность попыток стать лидером» и т.п.), «честолюбие»; частично синонимичное словосочетание «звёздная болезнь». Жаргонный синоним «понт» (или «понты»); жаргонное синонимичное выражение «гнилой понт (гнилые понты)».
Пояснение
Понятие тщеславия, как правило, прилагается к чему-то настоящему или прошлому, уже свершившемуся. Честолюбие способного, одарённого человека в дальнейшем вполне может быть оправдано и удовлетворено его трудом и достижениями. Сущность тщеславия позволяют глубже понять два исторических анекдота, древний и современный:
Рассказывают, что однажды Сократ посетил знаменитую в Древней Греции ярмарку на Самосе. Увидев там роскошно одетых, холёных, накрашенных, завитых и надушённых жителей Родоса, философ засмеялся и сказал: «Это тщеславие!». Ему показали на грязных, облачённых в лохмотья лакедемонян. Сократ заметил: «Это тоже тщеславие, но иного рода».
Остров Родос славился своим богатством, но во всех прочих отношениях был ничтожным членом «Аттического (Афинского) союза», которым просто-напросто помыкали остальные, более сильные и решительные. То есть родосцы стремились показной роскошью выставить себя в глазах окружающих более значимыми, чем они в действительности являлись.
Лакедемон это Спарта, славная в древнем мире прежде всего своей военной силой, и потому отнюдь не бедная. Демонстрация спартиатами напоказ своей якобы нищеты – тщеславие потому, что на самом деле они вполне могли бы привести себя в порядок и одеться приличнее, ничуть не обременяясь непосильными расходами.
Несколько лет тому назад Мику Джеггеру сообщили, что, мол некто Юрий Лоза неодобрительно отозвался о «Rolling Stones». Джеггер, как говорят, пожал плечами и спросил: «Who is mister Loza?» («Кто такой господин Лоза?»).
В копилке у «Роллинг Стоунз» больше одних только мировых хитов, чем всего есть песен в исполнении Лозы. Его музыкальная карьера также не идёт ни в какое сравнение с более чем 50-летней историей и дискографией этой группы. В частном разговоре кто хочет, в том числе и сам Ю. Лоза, может «поливать» «Роллингов» как угодно, хоть матом крыть заодно с «Битлами», «Пёрплами» («Deep Purple»), «Пинк Флойд», «Хипами» («Uriah Heep») и другими титанами рок-музыки. Однако публично высказанное необоснованное огульно, в целом, отрицательное мнение какого-никакого, но профессионала в адрес своих коллег есть не что иное, как его тщеславие в духе «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.