Правописание слова "пьеса", происхождение, грамматика, употребление

Слово «пьеса» правильно пишется с мягким знаком «ь» в корне.


Примеры:

  1. «Пьеса “Бригадир” Д. И. Фонвизина считается первой русской полноценной сатирической комедией».
  2. «Первая пьеса А. П. Чехова “Иванов” дебютировала на сцене как бытовая комедия, хотя задумывалась автором как психологическая драма».
  3. «Пьеса Бетховена “К Элизе” по глубине содержания, совершенству композиции и художественному уровню приравнивается к “Лунной сонате”».
  4. «Поэтическая пьеса это в общем обычное стихотворение, “расписанное” до объёма баллады или несколько большего».
  5. «Не обращай внимания: её истерика это не более чем пьеса для доверчивой публики».

Замена мягкого знака твёрдым «ъ», «пъеса», это грубая орфографическая ошибка: в русской грамматике твёрдый знак после глухих взрывных согласных не ставится, так как русские глухие взрывные и так, сами по себе, резко рублёные на финале звучания. На экзамене или собеседовании по русскому оценка за такую нелепость будет не выше, чем за «къянти», «пъёт», «в-третъих», и т.п.

Что же касается также неправильного «пьесса», то это ошибка ещё и смешная. Ну, может быть, кто-то когда-то прочёл шуточную пародию на «Сороконожек» Веры Инбер – «Утром поэтесса // Сочинила пьессу…» – да от великого ума и подумал, что так оно и должно быть.

На самом же деле существительное «пьеса» это калька, буквальное заимствование с романо-германского «pièce» («часть», «кусочек», «отрывок», англ., фр., нем. и др.), и никакого намёка на протяжное двойное «с» в фонетике этого слова нет.

Примечание, к Примеру 4: в качестве примеров стихотворных пьес можно привести «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Боги Греции» А. А. Фета, «Песню о буревестнике» М. Горького (написана белым стихом) и те же «Сороконожки» В. Инбер.

Значение

Слово «пьеса» употребляется в русском языке в прямом и переносном значении (примеры даны вначале в том же порядке):

  1. Прямое I – литературное произведение, предназначенное для постановки на театральной сцене (но, возможно, имеющее и самостоятельную художественную ценность).

Частичные синонимы «опус», «произведение», «пьеска» (короткая одноактная пьеса), «творение», а также специальные «сценарий» (общий), «либретто» (балета, оперы, оперетты), и др. сообразно жанрам соотв. постановок – «балет», «баллада», «бурлеск», «буффонада», «водевиль», «драма», «клоунада», «комедия», «миниатюра» (как правило, эстрадная сатирическая пьеска), «миракль», «мистерия», «моралите», «мюзикл», «ода», «опера», «оперетта», «оперетка» (короткая одноактная оперетта), «ревю» (сценический обзор чего-то), «скетч», «трагедия», «трагифарс», «утренник», «фантазия», «фантасмагория», «фарс», «эпопея», и др.

  1. Прямое II – сценическая постановка (синонимичное выражение) пьесы по Значению 1.

Синоним «спектакль»; архаичные (устаревшие) «действо», «лицедейство». Частичные синонимы «игра», «постановка», «пьеска» (как и в Значении 1); специальные по жанрам «балет», «баллада», «бурлеск», «буффонада», «водевиль», «гротеск», «драма», «клоунада», «комедия», «миниатюра», «миракль», «мистерия», «моралите», «мюзикл», «ода», «опера», «оперетта», «оперетка», «ревю», «скетч», «трагедия», «трагифарс», «утренник», «фантазия», «фантасмагория», «фарс», «эпопея», и т.д.

  1. Прямое III – малая или, реже, средняя музыкальная форма, состоящая не менее чем из двух музыкальных предложений, содержащих каждое законченную музыкальную мысль. По содержанию – чаще всего лирико-эпического и/или философского характера.

Частичные синонимы «композиция», «опус», «произведение», «творение»; жанровые «ариозо», «ария», «баллада», «блюз» (минор 3/4), «вальс» (мажор 3/4 или 6/8), «гротеск», «интермеццо», «каватина», «кадриль», «ламбада», «мазурка», «марш», «менуэт», «ода», «оратория», «павана», «песня» (общий для песенных форм), «полонез», «полька», «попурри», «рапсодия», «ревю», «рок/рок-н-ролл» (мажор 4/4), «румба», «самба», «скетч», «соната», «танец» (общий для танцевальных форм), «танго», «токката», «хорал», «фантазия», «цыганочка», и пр.

  1. Прямое IV – поэтическое (реже прозаическое) литературное произведение общего назначения (преим. для прочтения), как правило, среднего или выше среднего объёма (12 и более строф в поэзии), но написанное по правилам сложения малых форм, т.е. без использования композиционных, стилистических и семантических (смысловых) приёмов, присущих средним и большим литературным формам.

Частичные синонимы «опус», «произведение», «стихотворение», «творение»; жанровые «баллада», «басня» (С. В. Михалков, например, сочинял басни с добрую поэму; кроме того, известную срамную (непристойную) «Басню про волчье похмелье» приписывают ему же), «гротеск», «ода», «сатира», «соната», «эпопея», и др.

Примечание: то есть, стихотворная пьеса это попросту большое или очень большое стихотворение, см. также Примечание 1.

  1. Переносное – наигранное, нарочитое, нечестное, неправдивое изображение кем-либо несуществующего у него сейчас состояния души; разыгрывание им страстей, чувств, эмоций, которых данный субъект в настоящий момент не испытывает.

Синонимы «игра», «лицедейство», «спектакль»; разговорный «показуха»; синонимичное словосочетание «работа на публику». Частичные синонимы «интермедия», «лицемерие», «мизансцена», «постановка», «притворство», «реприза», «сцена» («Устроила ему сцену ревности»), «сценка», «фарисейство», «ханжество», «цирк», а также подходящие к случаю из театрального лексикона, см. Значения 1 и 2.

Примечание: по-настоящему, в театральной терминологии, мизансцена это расстановка персонажей на сцене для исполнения части пьесы (сцены, сценки из неё). «Поставить мизансцену» значит в данной части спектакля расставить персонажей правильно, так, чтобы их игра произвела наилучшее впечатление на зрителей. Постановкой мизансцен по традиции занимается помреж, помощник режиссёра. Но, например, финальную мизансцену гоголевского «Ревизора» поставил сам автор.

Грамматика

«Пьеса» – неодушевлённое имя существительное женского рода 1-го склонения в школьной традиции (II академического). Состоит из корня «пьес-» и окончания «-а». Постановка ударения и разделение для переноса пье́-са. Падежные формы:

  • Именительный пье́са (ед. ч.); пье́сы (мн. ч.).
  • Родительный: пье́сы (ед. ч.); пье́с (мн. ч.).
  • Дательный: пье́се (ед. ч.); пье́сам (мн. ч.).
  • Винительный: пье́су (ед. ч.); пье́сы (мн. ч.).
  • Творительный: пье́сой (ед. ч.); пье́сами (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> пье́се (ед. ч.); <в, на, о, при> пье́сах (мн. ч.).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово: