Для прилагательного «мозаи́чный» и его словоформ современная русская орфоэпия признаёт правильным единственный вариант постановки ударения: на третий слог «-ич-», на «и».
Примеры:
- «Не выложить ли нам мозаи́чный пол в ванной?»;
- «А мозаи́чный витраж в окно спальни не хочешь?»;
- «Симпатичный домик, но какой-то мозаи́чный с виду»;
- «Продаётся настенный светильник, дающий мозаи́чный свет»;
- «О геологии у него довольно-таки мозаи́чное представление».
Очень распространённый, если не доминирующий в разговорной речи перевод ударной позиции на «а» («моза́ичный») ныне окончательно признан неверным, хотя выговаривать это слово таким образом гораздо легче, а собеседнику слышать понятнее. Но ответить так на экзамене или собеседовании значит испортить себе оценку (резюме).
Пояснение
В исходном существительном «моза́ика» ударение падает на «а». Это слово иноязычного происхождения (от итал. mosáico, музейный, имеющий отношение к музам), ударение в котором приходится на аналогичную латинскую фонему. При заимствовании иноязычных слов полагается по возможности оставлять ударение в исходной позиции, если только это возможно в местном произношении. В данном случае – определённо «да». В чём же дело? В «самовыражении» академических языковедов? Нет, в данном случае они правы.
Во времена хрущёвских реформ, теперь уже баснословные, школьникам на уроках русского говорили: да, «моза́ика» это тоже правильно, говорите как вам удобнее. Но тут же невесть откуда взялась и мгновенно расползлась по градам и весям неизвестно что означающая «моза́йка», породившая непроизносимые производные от неё слова. Дело доходило до того, что в районных и заводских многотиражках ничтоже сумняшеся печатали «мозайчник-передовик», «мозайчное панно», и т.п. ахинею. Так что если в правильном, но неудобном произношении «мозаи́чный» и виновато какое-то там «самовыражение», то уж никак не академическое.
Значение
Прилагательное «мозаи́чный» употребляется в русском языке в прямом, переносном и специальном значениях (основные примеры даны выше; см. также рис. в перечне):
- Общее – плоское художественное изображение, выполненное укладкой по прочной основе на связующем специально подогнанных друг к другу мелких кусочков смальты – окрашенного в массе стекла, поз. А на рис.
- В прикладном искусстве – декоративное покрытие (чаще всего пола), выполненное в технике художественной мозаики, но не из смальты, а их стандартных облицовочных материалов (плитки, прямоугольной колотой и фасонной, втиранием цветной мраморной крошки, и т.п.), поз. Б. Синонимы «узорный», «узорчатый»; частичный «наборный» (на профессиональном жаргоне облицовочников «наборно́й»).
- В разговорной речи и, порой, в искусствоведении – с виду подобный мозаике, похожий на мозаику, подражающий мозаике: «мозаи́чная картина», «мозаи́чная роспись» (поз. В), и т.п. Синоним (профессиональный в искусствоведении) «эклектичный» (сочетающий в себе разнородные художественные стили, манеры и техники исполнения).
- В искусствоведении употребляется синонимом к «эклектичный» (переносное значение), если в одном произведении налицо смешение многих стилей, манер, техник: «мозаи́чная архитектура» (поз. Г), «мозаи́чная живопись» (поз. Д), и др. Обиходные синонимы «разнородный», «смешанный»; частичный «сборный».
- Также в переносном – прочно соединённый в одно целое из некрупных частей примерно одинакового размера и строения, но различных по форме и разноцветных, естественным образом (поз. Е) или рукотворно (поз. Ж). Синоним «брекчированный»; частичные «мешаный», «сборный», «разнородный», «фрагментарный» (не подразумевают соединения в одно крепкое целое).
Примечание: на поз. Е – брекчированный мраморизованный известняк. Ценный натуральный поделочный материал. Попадётся вам такой желвак – не отбрасывайте, поинтересуйтесь, не купят ли мастера-камнерезы. Или, если вы при средствах, отдайте тем же мастерам, чтобы очистили от натёчной корки, отшлифовали и отполировали – получите дорогой оригинальный сувенир или украшение. Но ни в коем случае не покрываёте лаком: внешний вид образца довольно скоро испортится, а художественная ценность и рыночная стоимость сведутся к нулю.
- В светотехнике и, нередко, в обычном речевом обиходе применительно к характеру освещённости – освещённый пятнами, бликами (возможно, движущимися и/или мерцающими), поз. З, И. Синонимы «бликующий», «фрагментарный»; частичные «пятнистый», «бегающий», «играющий», «мерцающий» (три последних – к нестабильному (неустойчивому) бликующему освещению).
Примечание: мозаичное освещение может быть приятным для глаз, даже милым, как солнечные зайчики на траве под деревом, но долго созерцать его нельзя, это вредно для зрения и психики, особенно в цвете. Устраивать цветное мозаичное освещение в жилых помещениях запрещено строительными правилами.
- То же самое, в переносном значении – подражающий в расцветке бликующему освещению: «Мозаи́чный окрас пятнистого оленя прекрасно маскирует его под пологом светлого широколиственного леса». Синоним «пятнистый»
- В психологии и психиатрии «мозаи́чный <образ мыслей>», «мозаи́чное <мышление>» – неспособный(ое) сосредоточиться на одном предмете, непроизвольно беспорядочно перескакивающий мыслями с одного на другое, см. рис справа. Симптом серьезного нарушения психики – «мозаи́чной психопатии». Синоним «беспорядочный»; частичные «несобранный», «разболтанный», «разбросанный», «сумбурный», «сумятичный», «фрагментарный».
- Там же, профессиональное в переносном значении – воспринимающий предметы, явления, действия порознь, не осознавая иногда даже очевидной связи между ними. Симптом когнитивного диссонанса, нарушения связности восприятия. Синонимы «беспорядочный», «бессвязный», «диссонирующий», «фрагментарный»; частичные «дробный», «разбросанный», «разрозненный».
- В том же, переносное обиходное, но не обязательно с патологическим подтекстом – имеющий отрывочное, не цельное представление о чём-либо. Синонимы «беспорядочный», «дробный», «неупорядоченный», «отрывочный», «разрозненный», «частичный», «фрагментарный».
Грамматика
Слово «мозаичный» – имя прилагательное, относительное (даёт признак отношения между предметами: «сделанный мозаичным способом, подобный мозаике»). Состоит из корня «моза-», суффиксов «-ич-», «-н-» и окончания «-ый». Постановка ударения и разделение переносами мо-за-и́ч-ный. Склоняется аналогично «деревянный», «полотняный», «стеклянный», и т.п., по первому (твёрдому) типу:
Именительный:
- мозаи́чный (муж. ед. ч.); мозаи́чная (жен. ед. ч.); мозаи́чное (средн. ед. ч.); мозаи́чные (мн. ч.).
Родительный:
- мозаи́чного (муж. ед. ч.); мозаи́чной (жен. ед. ч.); мозаи́чного (средн. ед. ч.); мозаи́чных (мн. ч.).
Дательный:
- мозаи́чному (муж. ед. ч.); мозаи́чной (жен. ед. ч.); мозаи́чному (средн. ед. ч.); мозаи́чным (мн. ч.).
Винительный (одушевленных предметов):
- мозаи́чного (муж. ед. ч.); мозаи́чную (жен. ед. ч.); мозаи́чное (средн. ед. ч.); мозаи́чных (мн. ч.).
Винительный (неодушевленных предметов):
- мозаи́чный (муж. ед. ч.); мозаи́чную (жен. ед. ч.); мозаи́чное (средн. ед. ч.); мозаи́чные (мн. ч.).
- Творительный:
- мозаи́чным (муж. ед. ч.); мозаи́чной или мозаи́чною (жен. ед. ч.); мозаи́чным (средн. ед. ч.); мозаи́чными (мн. ч.).
Предложный <в, на, о, при, или др.>:
- мозаи́чном (муж. ед. ч.); мозаи́чной (жен. ед. ч.); мозаи́чном (средн. ед. ч.); мозаи́чных (мн. ч.).
Краткие формы:
- мозаи́чен (муж. ед. ч.); мозаи́чна (жен. ед. ч.); мозаи́чно (средн. ед. ч.); мозаи́чны (мн. ч.).
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.