Постановка ударения в слове "иконопись", грамматика, употребление

В слове «и́конопись» ударение падает на первый слог, состоящий из одной гласной «и-».


Примеры:

  • «Современная и́конопись отличается в значительной степени формальным соблюдением художниками уставных требований к иконописному изображению»;
  • «Куда это вы собрались? – В краеведческий музей привезли палехскую и́конопись, идём смотреть».

Переводить ударную позицию в этом слове на любой другой слог не просто неправильно, но для верующего и грех. Впрочем, небольшой, простительный. Приходской священник скажет, что нужно сделать, чтобы искупить.

Примечание: Па́лех (ныне посёлок городского типа в Ивановской обл.) – известный центр народных промыслов. Славится своими лаковыми миниатюрами. В допетровской России был также крупнейшим поставщиком бытовых икон, своего рода иконописной столицей государства. Но далее в данном качестве захирел вследствие церковных реформ патриарха Никона. Палехские мастера не придерживались единой линии в написании образов, и поэтому навлекли на себя гнев как никониан, так и старообрядцев.

Пояснение

Слово «и́конопись» происходит от древнегреческого «εικών» (ударение на «ώ», на «о»; читается «ико́н»). При заимствовании иноязычных слов принято по возможности оставлять ударение в изначальной позиции, если только это не идёт вразрез с местной фонетикой. Что в нашем случае оказалось невозможным: ударение на вторую гласную первого корня («ико́нопись») закреплено в гораздо более употребительном также существительном «ико́на». Перевести ударную позицию на второе «о» («иконо́пись»)? Получается грубое просторечие, да ещё и неудобопроизносимое, поскольку второе «о» здесь промежуточное окончание, интерфикс, связывающий два корня в одно сложное слово. Сделать ударным второй корень «-пись»? Вообще ни в какие ворота не лезет; достаточно вспомнить Георгия Вицина в сцене на Зареченском колхозном рынке из «Операции “Ы”». Так что следите за своим произношением, вдруг слово «и́конопись» попадётся вам в ответственном случае – на экзамене или собеседовании по русскому.

Значения

Слово «и́конопись» употребляется в русском языке в двух значениях:

  1. Писание икон, жанр христианской сакральной (культовой, священной, церковной) станковой живописи для храма и дома. Практикуется преимущественно в православной конфессии и неканонических церквях монофизитского толка. Отличается строгой регламентацией всех элементов живописного изображения и техники его создания. Предмет иконописи – икона, священная картина – пишется не на холсте, бумаге или шёлке, но на деревянной доске. В католичестве иконы большей частью заменяются настенными росписями, витражами и мозаиками, выполняемыми в храмах (реже – в общественных зданиях мирского назначения) и лишь крайне редко, с ведома и дозволения церковных властей, в жилых помещениях. Реформаторские церкви икон и иконописи не признают. Синоним «иконописание»; архаичный, устаревший «богописание»; также архаичный простонародный «богомазня» (художник-иконописец – «богомаз»).
  2. Собрание икон, выставленное для всеобщего обозрения в мирском общественном здании – музее, картинной галерее, и т.п. Синонимические словосочетания «иконописная выставка <галерея, экспозиция.

Ударение в словоформах

Ударная позиция в существительном «иконопись» фиксирована и в его падежных формах:

  • Именительный: и́конопись (ед. ч.); и́конописи (мн. ч.).
  • Родительный: и́конописи (ед. ч.); и́конописей (мн. ч.).
  • Дательный: и́конописи (ед. ч.); и́конописям (мн. ч.).
  • Винительный: и́конопись (ед. ч.); и́конописи (мн. ч.).
  • Творительный: и́конописью (ед. ч.); и́конописями (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> и́конописи (ед. ч.); <в, на, о, при> и́конописях (мн. ч.).

Грамматика

«Иконопись» – неодушевлённое имя существительное женского рода 3-го склонения в школьной традиции (III академического). Состоит из корня «икон-», интерфикса (промежуточного окончания) «-о-» и корня «-пись». Постановка ударения и разделение переносами и́ко-но-пись. Иное разбиение этого слова по строкам считается более чем ошибочным и может быть воспринято верующими как оскорбление их религиозных чувств.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: