Ударение в слове «граффи́ти» правильно ставится на второй слог «-ффи-», на первое «и».
Примеры:
- «Граффи́ти Альтамиры впервые показали современным людям, что их первобытные пращуры также обладали развитым отвлечённым мышлением и образным ви́дением действительности».
- «Один из ведущих мастеров современного граффи́ти Бэнкси до сих пор, более двадцати лет, скрывается под псевдонимом» (см. также Дополнение 1 в конце).
- «Некоторые художественные вузы уже вводят в программы обучения курсы граффи́ти на бумаге».
Переносить ударную позицию в этом слове на «а» («гра́ффити») или на второе «и» («граффити́») неправильно. Хотя в экзаменационных программах общего назначения по русскому слова «граффити» нет, но его употребление с неверным ударением свидетельствует о низкой культуре речи и общем невысоком культурном уровне говорящего.
Пояснение
Существительное «граффи́ти» иноязычного происхождения. В заимствованных иноземных словах принято сохранять ударную позицию на исходном месте с целью облегчения международного общения. Исключениями могут быть только слова, которые в изначальной акцентуации никак невозможно выговорить на местном языке, чего в нашем случае не наблюдается.
Однако «граффи́ти» пришло в международный лексикон не из английского или латыни, как можно было бы подумать, а из современного итальянского уже в XIX веке, после зарождения археологической науки и начала раскопок древностей на научной основе. Поэтому ссылки на «гра́фик», «гра́фика» и т.п. в данном случае неуместны и «граффи́ти» правильно произносится с ударением на первое «и».
Значение
Слово «граффи́ти» в русском языке употребляется в следующих значениях (примеры даны вначале в том же порядке; см. также рис. в перечне):
- В археологии, искусствоведении, истории, палеографии и др. научных дисциплинах – наскальные и настенные (реже потолочные) художественные изображения и надписи времён примерно до начала Высокого Возрождения.
Синонимы «граффи́то», «сграффи́то»; частичные «роспись», «фреска» (художественная роспись, выполненная по особой технике на специально подготовленной поверхности).
- В современном международном лексиконе – некоммерческая неакадемическая живопись (самодеятельная, см. также Дополнение 2 в конце) на любых принимающих краску поверхностях, доступных для всеобщего обозрения: стенах, заборах, тротуарах, перекрытиях, остеклении, кузовах транспортных средств и т.д.
Частичные синонимы те же, что и в Значении 1).
- граффити на бумаге – неологизм, означающий «живопись, подражающая по манере исполнения уличным граффити».
Синоним «бумажный граффити» частичные «лубок», «пин ап» (современная лубочная живопись, от англ pin up, «булавка»; в сленге – «прикол», «приколоть», «взять на прикол»; на жаргоне англоязычных художников – «взять на карандаш», «сделать набросок»).
Грамматика
Слово «граффити» – неодушевлённое имя существительное мужского рода. Несклоняемое, состоит из одного лишь корня. Употребляется только во множественном числе независимо от количества предметов, к которым относится (слово pluralia tantum, лат. «только многое»; аналогично «брюки», «грабли», «качели», «кусачки», «ножницы», «очки», «перила», «шахматы», и т.п.). Постановка ударения и разделение переносами граф-фи́-ти; в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить посложно, гра-ффи́-ти.
Дополнение 1
Персонификация Бэнкси в общем-то предмет дискуссий досужих дилетантов. Более-менее серьёзные искусствоведы, интересовавшиеся этим автором, на основе анализа его произведений сходятся на том, что Бэнкси это коллективный псевдоним группы художников-неформалов, по сговору работающих в одной и той же манере.
Кроме того, группа Бэнкси, скорее всего, переменного состава: будь она неизменной, её манера за два десятилетия должна была бы измениться точно так же, как почерк человека меняется с возрастом. Не исключено, что «истинный, настоящий, подлинный» Бэнкси, запустив, так сказать, машину, теперь занят чем-то другим.
Дополнение 2
Неакадемической (или эклектической) называется живопись, занимающиеся которой в одном и том же произведении не придерживаются каких-либо канонов: жанровых, смысловых, технических и т.д. Термин это неформальный, так как полное отрицание установлений ведёт к ещё большей канонизации; сама история граффити тому пример.
К слову, такие художники-новаторы, как Кандинский, Малевич, Пикассо, Петров-Водкин, Дали куда как по-своему академичны: на полотнах строжайшего академиста Брюллова можно найти больше отклонений от принятого им канона классицизма, чем у тех – от разработанной ими же самими своей собственной манеры. Привычка – вторая натура…
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.