Правописание глагола "видеть", грамматика, значения, употребление

Глагол «видеть» неправильный: суффикс «-е-» в его инфинитиве (выделен полужирным) вроде бы говорит о принадлежности к 1-му спряжению, но на самом деле это глагол 2-го спряжения, см. раздел Грамматика. То есть, данное слово правильно пишется с инфинитивным суффиксом «-е, на вторую гласную «-е, «видеть».


Примеры:

  1. «Пройдя курс тренировки зрения, я стал видеть лучше».
  2. «Просто видеть и понимать увиденное это очень разные вещи».
  3. «Мне нестерпимо хочется видеть вас снова и снова; когда же вы найдёте для меня время?»
  4. «Вы можете сами видеть, каков у нас выбор моющих для посуды».
  5. «Чтобы видеть, где ошибся, нужно знать, как должно быть правильно».
  6. «Ваш старый компьютер без USB-3 не будет видеть этот модем на полной скорости 4G»; «Акустический геосканер способен видеть под землёй довольно-таки подробно, но неглубоко и ненамного в стороны»; «Васильич классный телемастер: он может видеть поломку сразу, без диагностики, только по внешним признакам»

Это же слово, написанное неправильно, «видить», будет не просто грубой орфографической ошибкой: во-первых, не зная, как пишется инфинитив, запутаешься в написании и его личных форм, и производных от него других слов. Во-вторых, получится грубое просторечие, наподобие «пишуть», «ходють», и т.п. Помните, «А в Рязани грибы с глазами: их ядять, а они глядять»? Но на экзамене по русскому забавная в повседневном общении присказка оправданием быть не может; в ходе тестирования на знание языка за «видить» недолго и «двойку» отхватить.

Примечание: о русских неправильных глаголах подробнее см. в конце.

Значение

Глагол «видеть» употребляется в русском языке в прямом и переносном значениях (примеры даны вначале в том же порядке):

  • Прямое I, как непереходный – быть зрячим, иметь зрение, обладать органами чувств, способными воспринимать электромагнитное излучение и различать электромагнитные волны по интенсивности (амплитуде, яркости) и спектру (по частоте; для человека – в пределах длин волн от 360 нм (густой чёрно-красный цвет) до 780 нм (глубокий тёмно-фиолетовый)), и центральную нервную систему (ЦНС), способную обрабатывать и обобщать полученную от органов чувств информацию, см. также пояснение в конце.

Синоним «зреть».

  • Прямое II, как переходный – воспринимать что-либо зрительно, иметь в поле зрения (синонимичное выражение) некий объект.

Синонимы «зреть», «узревать»; частичные «лицезреть» (как правило, человека, некую персону), «видать» (преим. в отрицательном смысле: «Ни зги не видать», и т.п.). Синонимичные словосочетания «держать/иметь в/на виду, в поле зрения/обзора».

  • Переносное I, совершенный – зреть (синоним) кого-нибудь воочию, видеться с ним (нею) лицом к лицу.

Поэтический образный синоним «виждеть»; частичные «видеться» (с творительным падежом и предлогом: «видеться с вами») «встречать» (с винительным: «встречать вас»), «встречаться» (с творительным и предлогом: «встречаться с вами»); разговорные «видать»/«видаться» (с теми же падежами),

  • Переносное II, несовершенный – наблюдать (синоним) что-нибудь где-либо.

Частичные синонимы «встречать» (с дательным: «В книжном развале мне встретилось редкое издание»), «замечать», «находить», «обнаруживать», «попадаться» (также с дательным), «углядывать», «узревать», «усматривать».

  • Переносное III, несовершенный – понимать, <о>сознавать, уяснять (синонимы) что-либо; обозревать, рассматривать что-нибудь в воображении, внутренним зрением, наблюдать что-нибудь умозрительно.

Частичные синонимы «представлять», «умозреть».

  • Переносное IV, несовершенный, техническое – определять, распознавать (синонимы) компонент системы, искомый объект, явление (напр. неисправность).

Частичные синонимы «высматривать», «диагностировать», «находить», «обнаруживать», «<от>сканировать».

Грамматика

Слово «видеть» – невозвратный глагол несовершенного вида. Неправильный, спрягается по парадигме 2-го спряжения, несмотря на наличие в инфинитиве суффикса 1-го спряжения (см. ниже). Употребляется как непереходный и переходный; в переносном значении также и как совершенный. Состоит из корня «-вид<ь>-», суффикса «-е-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами ви́-деть; в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить ви́д-еть.

Переходный значит, что для производства действия необходим его переход, перевод на посторонний предмет – объект приложения действия: нет ничего в поле зрения – нечего и видеть, ничего не видно. Соответствующий непереходный глагол тот же самый, «видеть», то есть обладать зрением, иметь способность к зрительному восприятию. В таком случае для выполнения действия достаточно одного лишь действующего субъекта: если я зрячий, то моя способность к видению остаётся со мною, даже если я сплю, как убитый, с крепко зажмуренными глазами.

Несовершенный означает, что действие ещё не совершено, пока не закончено, его результат не достигнут: что-то наблюдаемо зрением, но что именно это такое, пока что не вполне ясно, результат зрительного восприятия ещё не до конца осознан, см. рис. выше. Соответствующие совершенные глаголы приставочные: «завидеть», «увидеть».

Невозвратный означает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»). Соответствующий возвратный глагол «видеться» взаимно-возвратный (аналогично «встречаться», «кланяться», «советоваться», «торговаться», и т.д.).

Личные формы:

Первое лицо:

  • (Я) ви́жу (настоящ.)/ ви́дел (прошедш. муж.)/ ви́дела (прош. жен.)/ <бы> ви́дел (ви́дела) или ви́дел (ви́дела) <бы> (сослагательн.)/ <(мне) до́лжно? надо? необходимо?> ви́деть (повелительн.).
  • (Мы) ви́дим (настоящ.)/ ви́дели (прошедш.)/ <бы> ви́дели или ви́дели <бы> (сослагательн.)/ <давайте> ви́дим или ви́димте или <(нам) до́лжно? надо? необходимо?> ви́деть (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) ви́дишь (настоящ.)/ ви́дел (прошедш. муж.)/ ви́дела (прош. жен.)/ <бы> ви́дел (ви́дела) или ви́дел (ви́дела) <бы> (сослагательн.)/ ви́дь* /<(тебе/тебя) до́лжно? надо? необходимо?> ви́деть (повелительн.).
  • (Вы) ви́дите (настоящ.)/ ви́дели (прошедш.)/ <бы> ви́дели или ви́дели <бы> (сослагательн.)/ ви́дьте* /<(вам/вас) до́лжно? надо? необходимо?> ви́деть (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) ви́дит (настоящ.)/ ви́дел (прошедш.)/ <бы> ви́дел или ви́дел <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> ви́дит (повелительн.).
  • (Она) ви́дит (настоящ.)/ ви́дела (прошедш.)/ <бы> ви́дела или ви́дела <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> ви́дит (повелительн.).
  • (Оно) ви́дит (настоящ.)/ ви́дело (прошедш.)/ <бы> ви́дело или ви́дело <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> уви́дит (повелительн.).
  • (Они) ви́дят (настоящ.)/ ви́дели (прошедш.)/ <бы> ви́дели или ви́дели <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> ви́дят (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени ви́дящий; прошедшего ви́девший. Страдательное причастие настоящего времени ви́димый; прошедшего ви́денный. Деепричастие настоящего времени ви́дя; прошедшего ви́дев, ви́девши.

Будущее время образуется при помощи спрягаемого вспомогательного глагола «быть», а «видеть» остаётся в инфинитиве: буду/будем/будешь/будете/будет/будут…ви́деть.

*) – существуют номинально; в живой речи в соотв. случаях употребляются синонимы «гляди<те>/глянь<те>», «зри<те>», «смотри<те>»; в художественной образной – «виждь/виждите» (от архаичного глагола «виждети» (на «ять» вместо «е»)).

Русские неправильные глаголы

Инфинитив глагола это его исходная, обезличенная, неопределённая форма. В русской грамматике инфинитивный суффикс (суффикс глагола в инфинитиве), или же его отсутствие, говорит о том, к какому типу спряжения (к какой парадигме спряжения) относится данный глагол. Однако в любом флективном языке, включая и русский, имеются т. наз. неправильные глаголы, спрягаемые «не по своей парадигме», или же каким-то нетипичным, особенным образом. В чисто флективном русском, надо сказать, неправильных глаголов гораздо меньше, чем во флективных артиклевых языках, кроме, пожалуй, немецкого. А любой, кто учил или учит английский, знает, что в нём неправильные глаголы это скорее правило, чем исключения из правил. Но вернёмся к родному языку.

В русском к 1-му спряжению относятся глаголы с инфинитивными суффиксами «-а, «-е, «-о, «-у, «-я, или не имеющие суффикса в инфинитиве, а также и глаголы с безударными личными окончаниями. Например, в инфинитиве заканчивающиеся на «-оть<ся>» («бороть<ся>», «колоть<ся>», «молоть», «полоть», «пороть<ся>»), и др.

Личные формы таких глаголов в изъявительном и сослагательном наклонениях оканчиваются на:

1-е лицо: «у»/«ю» (ед. ч.); «ем»/«ём» (мн. ч.).

2-е лицо: «ешь» (ед. ч.); «ете»/«ёте» (мн. ч.).

3-е лицо: «ет»/«ёт» (ед. ч.); «ут»/«ют» (мн. ч.).

И только в повелительном наклонении появляется его суффикс «и/й» («ждите», «копайте», «<не> опаздывайте», «придите», «чешите») или же суффикс выпадает, заменяясь мягким знаком («лезьте», «режьте»).

Однако по парадигме 1-го спряжения спрягаются и глаголы:

бить, брить, вить, гнить, жить, зыбить, лить, ныть, пить, плыть, почить, стелить (стлать), шибить, шить, и немногие другие.


Для инфинитивов II спряжения характерен глагольный суффикс «-и или же его отсутствие: «ворошить», «дымить», «есть» (в смысле питаться), «косить», «пилить», «спешить», «тащить», «хвалить», и т.д. В число исключений с суффиксом «а» входят:

бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать;

с суффиксом «е»:

блестеть, велеть, вертеть, видеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (в смысле видеть), зудеть, кипеть, кишеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь;

с суффиксом «я»:

стоять, бояться, состояться.

Личные формы всех вышеназванных глаголов оканчиваются так:

1-е лицо: «у»/«ю» (ед. ч.); «им» (мн. ч.).

2-е лицо: «ишь» (ед. ч.); «ите» (мн. ч.).

3-е лицо: «ит» (ед. ч.); «ат»/«ят» (мн. ч.).

Примечание 2: в глаголах 2-го спряжения суффикс «-и-» остаётся и в повелительном наклонении, однако теперь он будет суффиксом наклонения, но не спряжения, а личное окончание в таком случае уходит, в то время, как в личных формах суффикс может выпадать – «Я спешу, Ты спешишь, Он (Она, Оно) спешит» (изъявительное) -> «Я, Ты спеши» (повелительное); «Вы спешите» (также повелительное, но «-те» здесь окончание множественного числа, а не личное).

Также неправильными являются древние глаголы изолированного спряжения, т.е. спрягаемые по своим, особенным схемам:

брать, быть, дать, есть (в смысле существует, имеет место быть), мочь,

и разноспрягаемые, т.е. спрягающиеся частично по 1-му, а частично по 2-му спряжению:

бежать, идти/прийти, рвать, трепать, хотеть – смешанное спряжение; сыпать, чтить, щипать – выборочное («сыплют»/«сыпят» (редко); «чтёт»/«чтит»; «щипят»/«щиплют»); болеть – относительное: касательно части тела 2-е («голова болит»; «ноги болят»), всего организма 1-е («переболел», «болеют»), а органа тела или то, или другое в зависимости от времени начала и стадии развития недомогания («после завтрака живот болел» – 1-е, «ухо со вчерашнего вечера болит» – 2-е).

Приставочные и возвратные формы неправильных глаголов также являются неправильными, спрягаемыми по схеме для исходного глагола.

Видеть или ощущать?

Чувствовать, воспринимать электромагнитное излучение тем или иным способом способны едва ли не все живые существа, даже совершенно слепые: мы же, образно говоря, купаемся в бескрайнем океане электромагнитных волн. А способность так или иначе реагировать на видимый свет называется фототаксисом.

Например, у дождевого червя нет ни намёков на органы зрения; свет и тепло он воспринимает просто как раздражители, как мы ожог или укол. Ввиду приспособленности к условиям жизни в почве, при умеренной температуре и фактически 100% влажности, у дождевых червей наблюдается отрицательный фототаксис: оказавшись на свету, нормальный, здоровый червяк старается отползти куда-нибудь, где темно. Ему в этом помогают рассеянные в его коже фоторецепторы, но построить «в себе» картину мира червяк неспособен, его нервная система к этому непригодна, хотя фоторецепторов у червя может быть в общем больше, чем фасеток (элементарных глазков) в глазу мухи. Которая, как известно, видит отлично

Ямкоголовые змеи (гадюки, гремучники, щитомордники и др.), как тоже известно, наделены весьма совершенными термолокаторами – органами восприятия теплового (инфракрасного, ИК) электромагнитного излучения. И данные их органы это уже не просто клеточки со светочувствительным пигментом, змеиный термолокатор представляет собой достаточно сложную оптическую систему, работающую в ИК-диапазоне.

Змея при помощи своего термодетектора точно, с погрешностью меньше одного градуса, определяет наличие излучающего тепло объекта, степень его нагретости и направление на него. Но – не видит источник ИК, не может, так сказать, оконтурить и детализировать его на вид. Когда в известном сериале BBC показывают, как змея якобы видит в ИК детенышей динозавра, это неправда.

Опыты, к примеру, на наших гадюках и техасских гремучих змеях в отношении «теплового видения» дали одинаковые результаты. А именно: муляж мелкого грызуна нагревали до температуры тела прототипа и клали поодаль от голодной змеи. Та, поводив головой туда-сюда, активно ползла к приманке, но, не доползши 0,5-1 м, поворачивала голову то одним, то другим глазом к ней, и… уползала прочь, даже не пытаясь ощупать языком. Вблизи обычное, световое зрение подсказывало ей, что это не добыча, этой тёплой штукой не насытишься. То есть, сверхчувствительный змеиный термолокатор на самом деле в ИК-диапазоне ничего не видит, не может разглядеть тёплые предметы и определить их природу, хотя нервная система змей уже достаточно совершенна, чтобы справиться с обработкой информации такого рода.

Мы тепло чувствуем куда хуже, чем червяк свет, и несравненно хуже гадюковых змей: в темноте можем лишь весьма приблизительно оценить мощность источника ИК и очень грубо определить направление на него. Однако, применяя свою высокоразвитую ЦНС опосредованно, для конструирования работающих в ИК-диапазоне электронно-оптических приборов, имеем возможность рассматривать тепловые картинки окружающего так тонко и подробно, как лучшей из лучших змей, что называется, и не снилось.

А что касается зрительных способностей разумной ЦНС в привычном нам оптическом диапазоне, то мне, автору этих строк, довелось знаться с майором Советской Армии, зрение которого было, по проверочной медицинской таблице в кабинете окулиста, 0,2, т.е. очень плохим. Но тот офицер весь магазин обычного табельного ПМ несколько раз кряду с 25 м укладывал точно в яблочко стандартной погрудной мишени.

В целом же, понятия «видеть», «воспринимать зрительную информацию» и «ощущать электромагнитное излучение», это очень и очень разные вещи.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово: