Что значит "релевантность": общее и частные значения, объяснение

Понятие релевантности чаще всего связывают с Интернетом и поисковыми системами, но появилось оно ещё в XVIII в., когда о компьютерах и Сети и понятия не было, а значение слова «релевантность» – соответствие найденного искомому, существенность полученного сравнительно с желаемым. «Остров сокровищ» читали? Пираты искали сундуки с золотом, а нашли скелет в странной позе и одну монетку, да ещё и сами пропали, кроме ушлого Джона Сильвера. Релевантность поискового предприятия = 0. Но подробнее к пояснениям мы обратимся далее, а для начала уясним себе, что же действительно релевантность означает.

Значение

Слово «релевантность» употребляется в следующих значениях:

  1. Прямое общее – соответствие (синоним) результата усилиям, потраченным на его достижение:

«Релевантность понятие текущее, одномоментное: срочно необходимое сейчас может стать ненужным спустя час или день».

«Концепция релевантности состоит в вычислении соотношения между количеством A, качеством B и свойством C результата поиска».

«Релевантность вычисляется с поправочным коэффициентом, всегда меньшим 1, который учитывает накладные (сопутствующие) расходы на поисковые мероприятия».

Примечание: то есть, 100% релевантности быть не может – на свете не бывает ничего идеального.

  1. Прямое, в сетевом (компьютерном) поиске информации – актуальность (синоним) контента, который выдаётся по поисковому запросу, требованиям, желаниям, ожиданиям и чаяниям пользователей:

«Релевантность онлайнового маркетплейса выше, чем онлайн-магазина, поскольку агрегатированная торговая площадка даёт посетителям возможность выбора и сходного товара от разных производителей, и его продавца, и цены».

«Высокая релевантность Википедии, несмотря на все её недостатки, обусловлена широким выбором спорной (но, возможно, заслуживающей внимания) информации, которая никоим образом не может попасть в официальные энциклопедические издания».


Примечание: чаяние в данном контексте это требование, желание и/или ожидание ищущего, не вполне осознанное им самим – «Вот хочется чего-то такого, а чего именно, сам пока толком не понимаю». К примеру, зашли вы на тот же маркетплейс в поиске рыбных деликатесов к праздничному столу. В уме вертятся икра, крабы, копчёный палтус, ну, как всегда. Вдруг видите: «Трепанги камчатские», «Гребешок дальневосточный а-натюрель». Вот оно, будет, чем удивить гостей! Ваше чаяние удовлетворено.

  1. Переносное разговорное – запрашиваемость (синоним) чего-либо (кого-либо), его востребованность (частичный синоним):

«Сходим на “Тупсиков”? О них много говорят. – Послушаем сначала в записи. Релевантность артистов это ещё не то, что и как они играют и поют».

«А Катька в старых девах так и мается? – Так она по молодости да по глупости своей же релевантностью всех стоящих женихов и разогнала».

Частичные синонимы ко всем значениям «важность», «существенность», «уместность».

Пояснение

Допустим, понадобилась нам новая пара обуви; скажем, туфель. Средствами в пределах разумного располагаем. Идём по магазинам; онлайновым в интернете или вживую по реальным не суть как важно.

В первом – большой выбор красивенькой дешёвки, в которой точно до конца сезона не доходишь. Критерий A считай что 1, C тоже (цена – свойство, как и внешний вид), но B (качество) = 0 («Я не настолько богат, чтобы позволить себе покупать дешёвые вещи»). Следовательно, для меня и искателей моей категории общая релевантность результата здесь тоже нулевая, умножение на 0 даёт 0.

В следующем – удобные, ноские, недорогие; во всяком случае по карману, но внешний вид оставляет желать лучшего. Релевантность не выше 67%: не выполнен критерий свойственности (на ногах смотрятся неважно), но нулю он не равен (носить всё равно можно). Поэтому оставляем свойственность под вопросом, то есть, если лучших больше нигде не найдется, то здесь запрос будет удовлетворён на 2/3.

Наконец, в третьем – то, что надо, с фирменной гарантией, но цена вдвое выше предполагаемой. Итого релевантность до 50% (что толку от двух идеальных критериев, если не могу себе позволить или, как говорится, «кусается»?).

Отношение релевантностей третьего ко второму по чистым критериям 0,75. Запомним.

Теперь вычислим поправку. Положим, на поиск ушло 3 часа. Моего свободного времени в сутках 8 час (ещё 8 рабочих либо домашне-хозяйственных или развлекательных и 8 на сон). Имеем поправочный коэффициент 3/8 = 0,375. Релевантность второго магазина получится 18,75%, а третьего – 25%.

Отношение релевантностей сохранилось, но абсолютная разница уже не 17%, а 6,25%, почти втрое меньше. Тоже запомним, что «середнячок», по абсолютной разнице, в принципе всегда обгоняет «топа».

Возьмём с другой стороны. Я перебиваюсь от зарплаты до зарплаты, в долгу как в шелку, старые туфли прохудились до дыр и на ногах разваливаются, а на покупку в первом магазине вместе в дорогой ушёл час. Тогда его релевантность для данной категории покупателей будет 100% – 100%х(1/24) = 100% – 4,2% = 95,8%.

Почему? Потому, что несущественный в данном поиске критерий принимается равным 1 или 100%. Потому что «несущественный критерий» значит, что ищущему всё равно, что ему подсунут, была бы видимость результата (ответа на вопрос в интернет-поиске). Например, за запрос «Что это такое – трепанг?», ответ «Трепань это такая селёдковая рыба, которая повышает мужскую способность». А что трепанг вовсе не рыба и вкус трепангов, мягко говоря, своеобразный, «продвинутому», но малограмотному пользователю всё равно, у него базовых познаний маловато для постановки достаточно точных вопросов. Он и «Тарпон» поймёт как ответ на запрос: тарпон действительно рыба из отряда сельдеобразных. Несъедобная, кстати.

Теперь понимаете, почему «мусор» в Интернете так живуч, а подробную достоверную информацию по существу дела найти так трудно? В последнем случае сказывается также и фактор абсолютной разности релевантностей: чем ближе ответы на запросы к идеальным, тем труднее им пробиться наверх в поиске. Особенно – если топовые сайты до того утвердились на расхожих ответах вроде «Ну, это типа вот так». Википедия, между прочим, такого подхода всё же избегает, а если сама явно «глючит», то даёт зацепки для более направленного поиска, в чём и секрет её релевантности.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: