Значение слова "подкаст": что означает на практике, объяснение, примеры

Общее значение слова «подкаст» в современном русском языке – сетевое потоковое широковещание, субъектно-ориентированное аудио- и видеовещание в Интернете.


Говоря простыми словами, подкаст это звуковые и телепрограммы (клипы, ролики, сюжеты), просмотр и прослушивание которых осуществляются по собственному выбору зрителя/слушателя, причём выбирать можно и прошлые, в реальном времени транслировавшиеся некогда ранее.

Если вы интересуетесь историей информационной техники, то подкаст, он же «подкастинг» (полный синоним) – прямой наследник интерактивного телевидения, эксперименты с которым проводились в 80-х – 90-х. Но намного более гибкий и мощный благодаря использованию глобальных информационных сетей (отчего, кстати, «интертеле» и не выдержало конкуренции с подкастингом). Когда вы у себя на компьютере или смартфоне открываете агрегатор RSS (Atom, Apple Podcasts или другой; частичные синонимы, см. далее), то тем самым вы входите в подкаст, ну, а дальнейшее – дело уже вашего выбора. Однако такая сложная система по смыслу никак не может укладываться в одно слово, поэтому для начала посмотрим, кто что подразумевает, говоря «подкаст» или «подкастинг».

Значения

Слова «подкаст» и «подкастинг» употребляются в следующих значениях:

  1. Трансляция звуковых и зрительных (аудио/видео) материалов, производимая посредством распространения и Интернете контента в виде файлов соответствующих форматов:

«Общедоступный подкаст практически любой сетевой широковещательной информационной системы это её лента новостей».

«Платный подписной подкаст даёт пользователю возможность не только расширять свой круг обзора событий, но и самостоятельно формировать его тематику».

Синонимы в данном значении «веб-вещание», «веб-канал», «интернет-вещание», «потоковое вещание», «сетевое вещание»; частичные «лента», «поток» (аудио/видео, новостей, материалов по специальным тематикам).

  1. Совокупность медиаобъектов (частично синонимичное выражение), составляющих контент (частичный синоним) сетевого потокового вещания, его регулярно обновляемое информационное наполнение, публикуемое на одном и том же интернет-ресурсе, с возможностью подписки:

«Подкаст обычно является потоком файлов, представляющих собой краткие описания (аннотации, релизы) единиц хранения мультимедийной информации (видеороликов, звукозаписей, картинок) с указаниями гиперссылок на первоисточник (URL), длины (length) файла в байтах, (кило-, мега-, гигабайтах), типа (например, video mp4) и, возможно, шоуноты – текстовые примечания и пояснения (например, “Quadro sound FLAC” к альбому “Quadrofenia” группы “The Who”)».

Примечание: «Quadro sound FLAC» здесь означает, что это квадрофоническая запись в формате .flac и пытаться «крутить» её на обычном плеере бесполезно – FLAC в MP3 и другие расхожие аудиоформаты не конвертируется, нужно искать и ставить квадрофоническую звуковую карту и специальный кодек для неё. Впрочем, с официального сайта «The Who» можно скачать и «Квадрофению», и «Томми» в mp3, но, простите, леди и джентльмены, не бесплатно.

«Потоковый подкаст разбивается на тематические разделы (чаптерсы, “chapter” = “глава”, “раздел”) и содержит в себе таймкоды, позволяющие быстро находить нужный раздел, а затем переходить из главы в главу или сразу из раздела в раздел».

Другие частичные синонимы здесь «веб-канал», «лента», «подборка» (новостей, специальных материалов), «поток», «серия» (любых объединённых общей тематикой материалов, включая аудио/видеозаписи и текстуальное изложение устной речи).

  1. Процесс отбора, подготовки, систематизации и опубликования материалов для потокового вещания в информационных сетях:

«Подкаст в целом не ориентирован на “жареные новости”, поскольку вся лента формируется постфактум по изучению релевантности текущих материалов Интернета».

Частичный синоним «блоггинг» (создание, публикация и ведение блогов – отдельных регулярно обновляемых информационных сайтов, ориентированных (“заточенных”) на целевые аудитории (ЦА), определённые круги лиц, интересующихся данной тематикой и/или способом либо концепцией (точкой зрения) её изложения).

Примечание: специалист или любитель, занимающийся подкастингом в данном значении, называется подкастером.

  1. Набор (комплекс) технических и технологических (аппаратных и программных) средств широкого вещания в Интернете:

  • подкаст-терминал (синонимичный термин) – сайт Интернета, автоматизирующий обработку поступающих сообщений, их подготовку для хостинга (размещения в Интернете с постоянно действующего сервера) и подписку пользователей на подкаст в Значении II:

«Подкаст-терминал является типом масс-медиа, объединяющим в себе свойства интернет-радио, интернет-телевидения, аудио-, видео- и текстовых блогов».

Частичные синонимы «блог» (специализированный в Значении III), «сайт» (общий).

  • подкаст-менеджер (синонимичный термин) – пользовательское программное приложение (прикладная программа), предназначенная для просмотра, прослушивания и чтения контента подкаста в Значении II:

«Подкаст-менеджер обладает встроенным браузером с собственным пользовательским интерфейсом и запускается программным триггером по клику на иконке (значке) на системном экране».

Синоним «подкаст-клиент»; частичный «подкаст-интерфейс».

  • агрегатор RSS (синонимичный термин) – сетевой протокол обмена информацией, технологически подготавливающий медиафайлы для вещания в Сети (в Интернете):

«Сетевой подкаст прикрепляет к медиафайлам “вложения” (enclosure) с атрибутами, описывающими характер данной единицы передачи информации (аудио, видео, графика, текст), её объём (длину), а также содержащие гиперссылки (URL) на связанные с данным другие широковещательные файлы».

Частичные синонимы те же, что и в Значении II, а также специальные – RSS, Atom и др.
Примечание: аббревиатура RSS расшифровывается как Really Simply Syndication («Объединение просто существующего» в смысле «только фактически имеющихся материалов»). Другие «технизированные» расшифровки появились позднее. Значками (виджетами, иконками, пиктограммами) RSS обозначается по-разному, но по существу дела всё же единообразно; более-менее подготовленному пользователю сразу понятно, что это такое.

История и происхождение

Русское слово «подкаст» это калька (буквальное заимствование) английского «podcast», которое, в свою очередь, сокращение (не аббревиатура, неологизм) выражения «personal on demand broadcasting», «широковещание по персональному требованию (по индивидуальному выбору)». Позднее его стали выводить от приобретшего необычайную популярность носимого плеера Apple iPod, но «iPod» в его названии есть не что иное, как дальнейшее сокращение того же «podcast» с добавкой «individually», а самоё явление подкаста и подкастинга гораздо старше и даже древнее.

В сущности, все листовки и прокламации это уже подкаст и подкастинг, просто тогдашние носители информации не позволяли непосредственно передавать пользователю аудио- и видео- контент. По существу дела, в принципе, в форме, в основных чертах близкой к современной, подкаст появился в СССР во времена «хрущёвской оттепели».


Надо знать, что при милейшем симпатяге «Никите-чудотворце» по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Подрыв основ социалистического строя» сажали не так много и громко, но фактически так же исправно, как при Джугашвили и его присных. А к соответствующим агитации, пропаганде и подрыву относилось в том числе распространение «чуждой» и «загнивающей» буржуазной культуры. Не вполне «чуждое» и не до конца «загнившее» отбиралось тщательнейшим образом. Ван Клиберн? Ну, этого можно. Пусть «Мелодия» выпустит пластинку ограниченным тиражом, чтобы «всяким-разным» честным труженикам головы не мусорить. Пола Робсона можно и побольше: оно хоть и джаз, но он же коммунизму сочувствующий и расово угнетённый. Но Элвис Пресли? Чак Берри? Бо Дидли? Да вы что, это же рок-н-ролл, самое что ни на есть враждебное, чуждое и загнившее. Тут чернокожих Чака и Бо расовое угнетение не спасает. Великий Луи Армстронг? Чёрный как смоль (стало быть, угнетённый), происхождение пролетарское. Но – джаз… Э-э, ну, пожалуй, можно, только очень-очень ограниченным тиражом.

Как следствие, в Москве, Ленинграде, республиканских и крупных областных центрах появились подпольные студии грамзаписи (магнитофоны тогда были большой редкостью, а качественно пишущих бытовых считай что и не было) и довольно-таки широко практиковалась нелегальная торговля гибкими грампластинками «на рёбрах». Почему «на рёбрах»? Потому, что записи резались на старых рентгеновских фотоснимках: они для этого достаточно велики, а несущий материал прочен и стоек. Московская «Горбушка», что бы знали, начиналась именно с аудио «на рёбрах», и знаменитый битломан Коля Васин начинал с того же.

Но купить тех же Элвиса, Луи и пр. в «рёберной» записи было непросто. Нужно было выбрать трек по каталогу в блокнотике торговца, отдать ему деньги и ждать, пока принесёт в рукаве запись, свёрнутую в трубку. Максимум, если вы знакомый дилера – заказать, заплатить и к назначенному сроку прийти в условленное место за товаром. В общем, полный аналог теперешнего снабжения «дозами дури» страждущих «на ломах».

Дело «на рёбрах» процветало несмотря ни на какие меры противодействия со стороны властей, что, разумеется, не могло пройти мимо внимания западных спецслужб, наладивших каналы контрабандного снабжения «писателей» первоисточниками. И подкаст тогдашнего вида получил дальнейшее развитие в годы «холодной войны».

Один из знакомых автора в те годы служил в погранвойсках в Одесской области, в районе Шабо. Течение там подходит к берегу, так что после каждого появления на горизонте иностранного судна отправлялись наряды вылавливать «посылки». То бишь, водонепроницаемые контейнеры, набитые порнографией, сексуальными игрушками, идеологическими пропагандистскими материалами (не глушенными записями передач «Голоса Америки», «Радио Свобода», «Немецкой волны» и т.д.), а также магнитофонными записями популярных исполнителей, но тоже с «идейно правильными» комментариями на русском).

В период горбачёвщины советский подкастинг приобрёл фактически законченную форму. Диссиденты никогда не были друг другу товарищами и соратниками. Наоборот, они готовы были, что называется, зубами рвать друг у друга кусочки «пирожков из-за бугра». А тут вроде бы свобода, но до высокой трибуны (съезда) из умеющих связно излагать свои мысли дорвалась почитай что одна Новодворская. На Гостелерадио и в Союзпечать всё одно не пускают, зато Посылторг приоткрыли для продукции индивидуального производства. И в каталогах названной организации можно было найти не только и не столько «Иллюзию независимого радио» на бобинах, но также иллюстрированные гороскопы, сонники, наставления по йоге, «личностному совершенствованию» (узнаёте? «Тренинг индивидуального роста»), трактаты сектантов и проповедников паранаук (сайентология тогда ещё называлась дианетикой) и т.п., что до того ходило по рукам в грязненьких светокопиях и затёртой машинописи.

Интернет поначалу дал информации действительную свободу. Но – история повторяется, и всё возвращается на круги своя. Сетевая цензура и «метавселенные» уже жестокая действительность, причём без цели, парадигмы и доктрины – просто кругам, контролирующим IT-корпорации, что-то нравится, а что-то нет. Однако Интернет успел преобразовать подкаст в самоподдерживающуюся самосовершенствующуюся систему и снабдить её всеми необходимыми теоретическими и техническими средствами. Поговаривают уже о рождении «Второй (третьей? четвёртой?) Сети». Что ж, что было – видели; что будет – увидим. Но подкаст и подкастинг это объективная реальность наших дней, бороться с которой запретительными методами бесполезно.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: