Правописание слова "корпоратив": орфография, склонения, синтаксис, чем заменить?

Слово «корпоратив» пишется с двумя «о».

Часть речи и лексическое значение

Вспоминаем, как определяется часть речи. Нужно задать вопрос: «Что?» – «Корпоратив». Как известно, на этот вопрос отвечает имя существительное. А значит, исследуемое нами слово обозначает предмет.

Это существительное:

  • конкретное (называет конкретный предмет);
  • нарицательное (называет класс однородных предметов);
  • неодушевленное (называет предмет неживой природы).

Начальная форма – «корпоратив».

Постоянные морфологические признаки

Нам необходимо определить род и склонение данного слова.

Слово «корпоратив» мужского рода (он), второго склонения (мужской род, нулевое окончание).

Непостоянные морфологические признаки

Как мы помним, к непостоянным морфологическим признакам относятся число и падеж.

Слово «корпоратив» стоит в именительном падеже единственного числа. Хотя у него имеется и форма множественного числа – «корпоративы».

Рассмотрим изменение этого слова по падежам как в единственном, так и во множественном числе:

  1. Именительный (что?): корпоратив, корпоративы.
  2. Родительный (чего): корпоратива, корпоративов.
  3. Дательный (чему): корпоративу, корпоративам.
  4. Винительный (что?): корпоратив, корпоративы.
  5. Творительный (чем?): корпоративом, корпоративами.
  6. Предложный: (о чём?): (о) корпоративе, (о) корпоративах.

Синтаксическая роль

Слово «корпоратив», как и любое другое существительное, чаще всего выступает в качестве подлежащего и дополнения, хотя может быть и другим членом предложения.

Рассмотрим примеры:

  • Корпоратив определенно удался! (Подлежащее.)
  • Плевать он хотел на наш корпоратив. (Дополнение.)
  • Самый веселый и непредсказуемый праздник – это, безусловно, корпоратив. (Сказуемое.)
  • Конкурсы на прошлом корпоративе мне совершенно не понравились. (Обстоятельство места.)

Распространенные ошибки

Это существительное образовано от прилагательного «корпоративный», а то в свою очередь произошло от лексемы «корпорация». Кстати, именно словом «корпорация» можно проверить безударную гласную «а» в лексеме «корпоратив», если вдруг возникнет соблазн написать «корпоротив».

Часто в этом слове допускают и другого рода ошибки: «карпоротив», «корпаротив», «карпаратив» – то есть всячески подвергают сомнению те самые две «о», которые должны оставаться неизменными. Дело в том, что слово «корпорация» является калькой с новолатинского «corporatio», что в переводе значит «объединение», «сообщество». Данное правописание нужно просто запомнить.

Где и когда возникло это слово?

Корпоративная культура повсеместно сформировалась в конце восьмидесятых годов двадцатого века на Западе. Она представляет собой систему ценностей, характерную для той или иной организации. Проявляется эта культура, в том числе, в корпоративных праздниках, которые сокращенно именуются корпоративами.

В Россию это слово пришло немного позже, но зато сейчас вряд ли можно представить себе офисную жизнь без корпоративок. Так что же это все-таки такое?

Корпоративом называется коллективный праздник, проводимый в честь какой-нибудь даты или события. Как правило, он организуется в рамках одной компании или офиса, хотя вполне возможно проведение подобных праздников в пределах одной отрасли.

Виды корпоративов

Эти мероприятия условно можно разделить на две группы:

1. Корпоративные фуршеты (банкеты)

В основном на таких праздниках присутствуют спонсоры компании, партнеры, клиенты и так далее.

В этом случае корпоративы выступают в качестве непрямой рекламы. Они формируют имидж компании, повышают ее узнаваемость, а также способствуют привлечению новых клиентов. Заключение контракта на выгодных условиях, триумфальное завершение проекта и открытие нового филиала компании – отличный повод для проведения корпоративной вечеринки.

2. Корпоративы, позволяющие установить дружеские отношения внутри коллектива

Подобные вечера организовываются в честь календарного праздника (Новый год, 8 Марта), важной даты в жизни компании (например, ее день рождения) либо личного события сотрудника коллектива (юбилей, рождение ребенка). Такие мероприятия укрепляют командный дух, а значит, оказывают позитивное влияние на работу всей компании.

Грамотный руководитель никогда не станет пренебрегать корпоративами, поскольку проведение таких праздников обеспечивает благоприятный микроклимат в коллективе, а также повышает престиж компании в глазах не только сотрудников, но и других важных людей.

Синонимический ряд

Для того чтобы не повторяться, предлагаем вам запомнить несколько синонимов к слову «корпоратив»:

  • вечеринка;
  • праздник;
  • мероприятие;
  • гулянка;
  • пьянка;
  • междусобойчик;
  • банкет;
  • фуршет;
  • тусовка;
  • корпоративка.

Правда, стоит оговориться, что слово «корпоратив» имеет довольно специфичное значение, поэтому вряд ли можно подобрать к нему полноценный синоним, состоящий из одного слова. Однако если ко всем словам, кроме последнего, вы добавите прилагательное «корпоративный», все тут же станет на свои места. Ну и конечно, не забывайте об уместности употребления тех или иных синонимов в определенном стиле речи.

Итак, теперь вы знаете, как правильно писать «корпоратив», и, надеемся, не допустите типичных ошибок в этом иностранном слове.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: