Значение слова "капитализм", разъяснение, трактовки

Казалось бы – ну что за вопрос вынесен в заголовок? Ежу ведь понятно, что это такое – капитализм: способ организации общественного производства, при котором всё решает капитал; экономика, основанная на обращении денежных средств.

Ну, брянским ёжикам оно, может быть, и понятно, что тут к чему, а вот современные популярные издания (руководства по русской грамматике тоже) трактуют капитализм… нет, не по Марксу и Энгельсу – они этого слова вообще избегали, а Карл Маркс в труде своей жизни – «Капитале» – так и вовсе не употреблял. И не по Плеханову-Ленину-Сталину – те тоже знали, о чём говорят. А совершенно по… официозно-пропагандистской советской политэкономии (что бы ни означало сие слово); «кремлёвские» специалисты, громогласно бия в барабаны, в негласной текущей работе пользовались всё же научными теориями.

Что ж, попробуем выяснить, каково по существу дела значение слова «капитализм». Которое, кстати, вовсе не марксистского происхождения, но в целях его понимания для начала полезно внимательно прочитать «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса, а уж затем обращаться к первоисточникам прошлых времён. Только не будем при этом начётчиками, талдычащими цитаты, как «Попка-дурак» из клетки. Можно ещё учесть Пояснение далее, дочитывать дотуда недолго.

Так что же значит «капитализм»?

Прежде всего запомните: капитализм это не общественный строй и тем более не способ государственного устройства. И даже не способ производства, а как рыночная экономика – лишь отчасти. Значение слова «капитализм» в целом трояко:

  1. Прямое, в экономике – экономико-производственная парадигма (базовая, основная схема) согласно которой основой обращения материальных ценностей и накопления богатств являются не товары (вещи, материальные предметы), а выраженные в деньгах их стоимости:

«Капитализм в экономическом понимании схема не статическая (не застойная), а динамическая – его сущность сводится не к накоплению каких-либо сокровищ, а к извлечению прибыли из обращения ценностей».

«Говоря простыми словами, капитализм требует, чтобы нигде ничто из пригодного в дело не лежало мёртвым грузом».

«Карл Маркс первым заметил, что капитализм отличается от всех предшествующих экономик заменой формулы Т-Д-Т (товар-деньги-товар) на Д-Т-Д (деньги-товар-деньги); то есть, если раньше, чтобы обеспечивать свое существование и богатеть, нужно было делать нужные другим вещи, продавать их и покупать на вырученные деньги другие вещи, нужные уже самому себе, то при капитализме для того же самого надо раздобыть денег (например, взять кредит), накупить на них ходких, хорошо продаваемых вещей, или же организовать их производство, и с прибыли от продажи/перепродажи погасить задолженность, а оставшуюся от затрат на себя её часть отложить как капитал, используемый для дальнейшего обогащения по той же схеме».

«Попросту выражаясь, если в натуральной экономике вещами делаются вещи, то при капитализме деньгами делаются деньги».


«Капитализм изначально был источником прогрессивных, полезных экономических процессов, так как знаменовал собой переход от простого накопления общественного богатства в номинальных (действительных, вещественных) стоимостях к учёту в его создании добавленной стоимости как овеществлённого человеческого труда».

«При капитализме является товаром и подлежит купле-продаже рабочая сила сама по себе, но не её фактические обладатели – живые люди».

Примечание: при социализме (коммунизм не вышел за рамки теории) государство пожизненно присваивает себе рабочую силу его граждан (за нетрудовые доходы и тунеядство – наказания), предлагая трудящимся взамен гарантию занятости (право на труд) и вспомоществование по исчерпании трудоспособности (солидарная пенсионная система).

«Положение в основу капитализма добавленной стоимости, стало, в свою очередь, основанием для более-менее точной денежной оценки творческой (интеллектуальной, мыслительной) части человеческого труда, что дало мощный толчок прогрессу человечества».

Примечание: до капитализма вообще не существовало понятия профессионального гонорара (вознаграждения за творческий труд) – учёные, художники, писатели, артисты могли рассчитывать только на случайные даяния меценатов и побочные заработки на прожитьё. Следовательно, о какой-либо планомерной координации творческих усилий, планировании творческой деятельности и тем более о международных научных и культурных программах до капитализма и речи быть не могло.

«Зачатки и отдельные элементы капитализма обнаруживаются с началом товарообмена между людьми, но вполне капитализм сложился к началу XIX в. в результате формирования международного рынка и начальных достижений первой НТР (научно-технической революции)».

Частичные синонимы в данном значении «капитал», «капитализация», «рынок»; частично синонимичные словосочетания «денежное обращение» «рыночная экономика» (не товарная!), «финансовый оборот».

  1. Прямое, в общественных науках и политике – концепция (основной принцип, теоретическая основа), общественно-экономической формации, в которой основой общественного устройства провозглашается не духовное совершенствование и/или коллективизм, а личные инициатива и благополучие:

«Капитализм в число неотъемлемых (природных, естественных) человеческих прав ввёл также личную инициативу и право на обладание собственностью (The personal initiative и The right on possession by the property – англ..

«На момент провозглашения независимости североамериканскими колониями Англии капитализм только еще формировался, а среди “отцов-основателей” США сильны были монархические убеждения (но в собственную пользу), и потому по предложению Томаса Джефферсона в Декларации независимости право на собственность было сформулировано обтекаемо как “Pursuit to happiness” (стремление к счастью”)».


«Капитализм как общественно-политическое явление сыграл большую положительную роль в развитии человеческого общества тем, что не признавал сословных предрассудков, формально не препятствовал свободе слова и общественной деятельности и терпимо относился к разумному феминизму».

Частичные синонимы в этом значении «капитал», «рынок».

Примечание: римское право тоже признавало равенство всех граждан перед законом (любые неграждане в то время вообще людьми не считались), свободу их слова и неприкосновенность собственности, а сын вольноотпущенника (то есть внук раба) и простой солдат мог в Древнем Риме стать императором (Диоклетиан). Но неотъемлемыми римские права не являлись, а что-то вроде организованной по закону акции протеста было там немыслимо – только прямой бунт, подлежащий подавлению военной силой.

  1. Переносное – личная парадигма (здесь в значении «манера поведения», «образ мыслей»), в основе которой лежит стремление к обогащению любой ценой:

«Капитализм определяет мерой уважения к человеку не «приличествующее <его/её> сословному положению существование» (Ф. Энгельс; уточнение в угловых скобках авторское), а размер капитала, находящегося в его распоряжении».

«Капитализм в морально-этическом плане глубоко эгоистичен, так как неотъемлемые права и свободы признаёт только индивидуальные».

«Что у политика, что у банкира на уме один и то же капитализм: “нарубить бабла из воздуха” побольше и поскорее».

Частичные синонимы здесь «алчность», «бездушие», «бессердечие», «жадность», «стяжательство».

Пояснение

Вы несколько удивлены прочитанным? Вот вам «советское в доску» определение капитализма по Викисловарю: «…способ производства, при котором средства производства являются частной собственностью, производство имеет товарный характер, продукты доходят до потребителя через посредство рынка в виде товара, производство ведётся ради извлечения прибыли, а рабочая сила также является товаром…». Найдите в нём отличия от древнеримского рабовладения, которое по умолчанию считается классическим. Ну разве что – рабочая сила тогда была ещё «товарнее», её можно было скупать раз навсегда с потрохами, как скот.

Далее, актуальна ли, по вашему мнению, в нынешнее донельзя демократичное, сверхлиберальное и всетолерантное время, древнеримская же максима «Homo homini lupus est» («Человек человеку волк»)?

Разобрались? Можете браться за «Анти-Дюринг» и т.д. А там уж сами решайте, выдохся ли уже капитализм или ещё годится в дело и нечего ему валяться замертво. Капитализм, он плохой. И злой. Но всё, что было до него, было ещё хуже и злее, а чего-нибудь получше и подобрее пока что никому придумать не удалось. Пытались, честно пытались, и пытаются. Да только каждый раз выходит ровно обратное задуманному.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Проверить еще слово: